Нужно ли обычному налогоплательщику принимать участие в бюджетном процессе?
Виталий МЕЛЬНИЧУК, заместитель председателя Счетной палаты Украины:
— Госбюджет формируется из средств граждан. Следовательно, совершенно резонно было бы, если бы граждане имели возможность знакомиться с планами распределения своих денег, высказывать мысли и замечания, и, возможно, даже какой-то мерой влиять на эти процессы. Кстати, в начале 90-х годов, когда я был мэром Житомира, мы устраивали обсуждение бюджетных проектов на страницах местной прессы. Народ мог свободно вносить предложения относительно корректировки денежных потоков в ту или другую сферу жизнеобеспечения города. Не назвал бы эти предложения слишком гениальными в финансовом плане, однако практическую пользу они все же давали. Люди просили асфальтировать дороги, прокладывать или заменять канализацию — мы шли им навстречу. Таким образом, кроме всего, удавалось избегать еще и социальной напряженности. Что же касается государственного бюджета и, в частности, размещение его проекта на веб- сайте. Здесь мы руководствуемся регламентом Верховной Рады. А он гласит: на электронной странице может быть представлен только утвержденный бюджет. Следовательно, любые варианты требуют изменения в регламенте. В конечном счете проект бюджета — это достаточно громоздкий текст, который в распечатанном виде занимает 15 страниц, плюс 15 страниц дополнений. А уже готовый, утвержденный документ едва вмещается в брошюру на 200 страниц. Не каждому «рядовому пользователю Интернета» под силу разобраться в его статьях.
Вячеслав КРЕДИСОВ, председатель союза промышленников и предпринимателей «Новая формация»:
— Для любого гражданина, независимо от того, понимает он что-то в вопросах макроэкономики или нет, знание государственного бюджета — это приблизительно то же самое, что и знание Конституции. Если ты хочешь знать экономику и предпосылки ее болезни или выздоровления, а соответственно и уровень своей жизни в будущем году — ты должен знать бюджет. Исходя из этого, бюджет является одним из основных законов, которые необходимо знать каждому гражданину Украины, если он хочет знать, что и как в его стране развивается. Глядя на бюджет, доходы и расходы, выделенные на социальные нужды, можно оценить уровень жизни населения страны на следующий год.
Например, сейчас много разговоров о том, что новый Налоговый кодекс должен существенно облегчить ситуацию, прежде всего для малого и среднего бизнеса (участников именно этих видов бизнеса представляет наше объединение). Одновременно в следующем году ожидается, что количество поступлений в бюджет от налогов будет больше, чем в этом году. Сразу становится понятно, что все разговоры о якобы облегчении налогового пресса остаются разговорами. Я не хочу критиковать проект бюджета-2001, но, исходя из его показателей, у нас не вызывает большого оптимизма, например, перспектива успешного развития малого и среднего бизнеса в будущем году.
Олег ДИДЫК, председатель комиссии Хмельницкого облсовета по вопросам бюджета и финансов:
— Практику информирования общественности Каменец-Подольска о ходе бюджетного процесса наша комиссия изучила и одобрила. Отсутствие информации приводит к нарушениям, а иногда и к бесконтрольному использованию средств местных бюджетов. Есть факты, когда после ревизорских проверок некоторых поселковых председателей вызвали на допрос к прокурорам — именно для объяснений, почему бюджетные средства были использованы не по назначению. Уже в ноябре на заседании нашей комиссии мы рассмотрим вопрос об электронной версии областного бюджета и соответствующие рекомендации для районных, поселковых и сельских советов.