Готова ли Украина к отражению бактериологического террора?
«Сибирский психоз» в США справоцировал интерес к этой теме и в Украине. Тем более, что жизнь подбрасывает «информационные поводы». На стройплощадке вблизи села Осокорки под Киевом были обнаружены сорок стеклянных запаянных ампул с порошком белого цвета. Ампулы не были маркированы и находились в местах, доступных для людей и транспорта. Неизвестный порошок также был обнаружен и на центральной таможне города Глухов Сумской области при распаковывании корреспонденции, а также в конверте, который пришел в адрес одной из фирм в Киеве. Несмотря на то, что результаты экспертизы опровергли наличие в порошке возбудителей сибирской язвы. «День» все же обратился к представителям министерств, ведомств и экспертам с вопросом: Насколько Украина на сегодняшний день готова к отражению бактериологической атаки?
Александр ТЕРЕЩЕНКО , заместитель начальника медицинского отдела МинЧС:
— В отличие от США для Украины сибирская язва не редкость. Споры бактерии сибирской язвы у нас содержатся в почве и при благоприятных условиях (обычно это происходит в апреле) они перемещаются на скот. Но весь скот у нас обязательно вакцинируется и угрозу может представлять только частные хозяйства. Относительно же распространения сибирской язвы как бактериологического оружия, то недавно министр по Чрезвычайным ситуациям провел межведомственное совещание с руководителями министерств и других центральных органов исполнительной власти, на котором были рассмотрены вопросы биологической защиты населения. На нем специалистами были высказаны все возможные неожиданные ситуации и, соответственно, выдвинуты предложения возможного реагирования. В результате был составлен и утвержден комплексный план действий в данной ситуации. Согласно ему, в состояние готовности должны быть приведены учреждения сети наблюдения лабораторного контроля. Это касается санитарно-эпидемиологической службы, ветеринарной медицины, научно- исследовательских институтов, областных и объектных учреждений. К последним относятся молокозаводы, мясокомбинаты, рынки, где работают лаборатории, которые отвечают за входной и выходной контроль и проводят диагностику материала на выявление возбудителей инфекционных болезней. То же самое касается лечебных учреждений, коммунального и жилищного хозяйства и почтовой связи.
Людмила МУХАРСКАЯ , заместитель начальника главного санэпидуправления Министерства здравоохранения:
— Сибирская язва в Украине всегда вызывала беспокойство, поскольку в стране существует 10 тысяч мест, где в свое время она была зарегистрирована. С одной стороны — это плохо, а с другой — мы знаем, как с ней бороться и можем очень быстро поставить диагноз. В связи с последними событиями в мире с нашей стороны был усилен надзор в санитарно-карантинных пунктах, которые находятся в крупных пограничных зонах, а также увеличено производство вакцины против сибирской язвы.
Сергей ГУРЬЕВ , генеральный директор Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф:
— С точки зрения оказания медицинской помощи, мы подготовлены прекрасно. И даже с какой-то стороны лучше, чем американцы. К сожалению, а теперь уже, наверное, к счастью, у нас очень большой опыт по борьбе с разного рода инфекциями, а, соответственно, и опыт оказания медицинской помощи в случае биологической опасности. Наши врачи, обладая высокой квалификацией, без труда смогут оказать необходимую помощь. А сейчас Центр разрабатывает дополнительные варианты реагирования в случае террористических актов и применения бактериологического оружия.
Сергей КОМИСАРЕНКО , академик НАН, директор Института биохимии:
— Мне кажется, что Украина мало готова к отражению такого рода атак. У нас по сравнению с другими странами слабо развита эпидемиологическая служба, служба по определению и предотвращению особо опасных инфекций, небольшой запас вакцины. Как мы оказались не готовы бороться со СПИДом и вирусным гепатитом, так мы не готовы и сейчас. Но если в первом случае, значительно легче, то в случае массированной атаки, мы не сможем среагировать соответствующим образом. Несмотря на колоссальный научный потенциал, США все же оказались недостаточно готовыми. Так что же говорить о нас? Я считаю, что угрозы государственного нападения на сегодняшний день для Украины нет. Но в США тоже ведь «работает группа любителей». Об этом свидетельствует то, что для атаки был выбран не самый патогенный штамм. Несмотря на то, что сибирская язва нам больше знакома, чем, скажем, американцам, в Украине во все времена с ней боролись очень слабо, и поэтому, на мой взгляд, определенная угроза для нас существует.