Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

За что мы любим Россию? От чего ей стоит избавиться?
12 июня, 2003 - 00:00


Сегодня в России отмечают День принятия декларации о государственном суверенитете. Этот праздник еще часто называют Днем независимости России, что, очевидно, является отголоском тех времен, когда наши соседи боролись за независимость Ельцина от Горбачева.

За что вы любите Россию и от чего, по вашему мнению, ей следует избавиться? С таким вопросом «День» обратился к авторитетным украинцам.

Евгений ГОЛОВАХА, доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАН Украины:


— Как известно, любят не за что-то, а вопреки. Именно поэтому я люблю Россию за ее вечную непредсказуемость; за мессианские идеи; за увлечения раздумьями о судьбах мира и вечных ценностях в ущерб практическим действиям по организации достойной жизни на весьма значительной части суши; за способность жертвовать земными интересами во имя небесной благодати душевного общения за стаканом культового национального напитка; за широкую натуру, габариты которой никак не укладываются в прокрустово ложе здравого смысла... Наконец — за ее необъяснимую с прагматической точки зрения любовь, нередко вперемешку с обидами, к тем, кого она считает братьями своими меньшими: к примеру, к Украине. И от этого же я бы хотел ее избавить. Пусть даже в ущерб своему большому и светлому чувству к родине Пушкина, Толстого и Чайковского.

Леонид КРАВЧУК , народный депутат Украины, лидер фракции СДПУ(О):


— С Россией связана моя новая жизнь. Я родился при Польше и жил определенное время в той Украине. И для меня с детства была привычной такая формула: благодаря России мы объединились в единую Украину. И я действительно благодарен ей за ситуацию, сложившуюся в 1939 году, когда украинские земли стали единым целым. Сейчас Украина является независимым государством в рамках границ, установленых тогда и уточненных после войны. За это я России благодарен. А люблю я ее за русскую широкую душу. Она выделяется среди других своей откровенностью, открытостью. Хотя иногда эта открытость переходит в очень прямолинейное панибратство, которое не всем по вкусу. Я много общался с россиянами: они настолько не зашорены, не замкнуты в каких-то рамках поведения, что сразу же переходят на «ты». Здесь ничего не поделаешь — такой у этой нации характер.

Люблю я Россию также за ее песни и танцы. За просторы. Когда я ездил в Японию, Монголию, то, пересекая Урал, ночью видел под крылом самолета безграничную темноту, а днем — необъятную тайгу. Это пространства, которые трудно постичь и представить. За все это я люблю этот народ. Он много страдал и сейчас страдает, и бедно живет... И пьет много. Иногда это пьянство доводит до того, что вымирают целые села, — это также беда России. Беда не столько самих россиян, сколько государства. Потому что Россия — это не только Москва и Санкт-Петербург, это большая-большая страна, где очень по-разному живет много разных людей. Но за душу широкую, за историю, за выдающихся деятелей русских — писателей, ученых, поэтов, музыкантов — я благодарен России. За то, что она делает такой большой вклад в мировую цивилизацию.

А избавиться Россия должна от высокомерия. У российских политиков есть определенная надменность по отношению к другим, особенно к украинцам. Они где-то подсознательно или даже сознательно считают нас подчиненными, считают Украину частью России и не могут от этой сладкой для них мысли отказаться.

Это желание руководить, диктовать меньше выражено на уровне российской власти, но чрезмерно — на уровне политических партий, общественных организаций, различных стратегических институтов, где до сих пор издаются книги, в которых «на полном серьезе» изучается вопрос, действительно ли Украина является Украиной, должна ли она быть независимой, действительно ли украинский язык является самодостаточным большим исторически языком, или это русский суржик. И никак они не могут осознать, что уже не будет единого государства на базе России и Украины, которое будет управляться с Белокаменной. В свою очередь и украинцам, особенно некоторым политическим силам, нужно избавится от страха перед Россией и негативизма по отношению к ней. Если мы это поймем, то, я убежден, Россия будет Россией, Украина — Украиной, мы будем государствами, у которых будут толерантные, дружественные, партнерские отношения.

Сергей КРЫМСКИЙ, профессор, доктор философских наук:


— В России привлекает то, что она исторически возродила идею евразийства, создав континентально-государственное объединение Европы и Азии. Эта роль не исчерпана и доселе. Удивительным феноменом континентального объединения народов стало создание великой русской культуры. Никакой политической или военной силой нельзя было объединить в Российской империи столь разные расы, нации и этносы. Существенным фактором здесь стало добровольное признание многими народами творческого потенциала русской культуры. Эта культура в лице своих святых подвижников, поэтов, писателей, деятелей искусства выразила тот «ветер истории», который стал дуть с некой духовной Атлантиды после рождения Иисуса Христа.

Эта культура была возбуждена моральными страданиями. Максим Горький сказал, что «у русского человека — большая душа, которая чешется». Но эта возбужденная душа была не только достоинством, но и бедой народа, ибо обусловила склонность к утопическим исканиям и иллюзиям русского менталитета. Именно они заставили искать пресловутое «Опоньское царство» в ущерб благополучию своих городов и сел.

Александр РУДЕНКО-ДЕСНЯК, председатель Объединения украинцев России:


— Наверно, я покажусь очень банальным, но то главное, что есть в России, и что останется еще очень надолго — это ее великая литература. Это то, за что Россию можно больше всего любить. А избавиться, по моему мнению, ей надо было бы от имперского прошлого. Дело в том, что сейчас идет трудное строительство новой России. Какой она станет — еще непонятно. Но я глубоко убежден, что по-настоящему это строительство начнется, когда Россия избавится от своего имперского прошлого, от имперских амбиций, от имперских представлений о действительности — в общем, от всего того, что, с моей точки зрения, уже действительно принадлежит истории.

Олег МЕДВЕДЕВ, политтехнолог:


— В России мне нравится: бурно развивающийся рынок PR-а и политических технологий; большая, чем в Украине, свобода слова; головокружительные просторы; Московский государственный институт международных отношений; друзья; великая литература; президент Путин и посол Черномырдин. Однако при том, что Россия, с точки зрения ресурсов, является богатейшей страной мира, она так и будет прозябать в нищете, если окончательно, бесповоротно и твердо не станет на демократический путь развития. Ибо свобода и только свобода, как доказала своими успехами западная цивилизация, является важнейшим экономическим условием, открывающим путь к процветанию нации. Поэтому желаю России демократизации и вестернизации, избавления от имперских комплексов мессианства и «старшего брата», трезвой, хотя, может быть, и горькой оценки собственного места в мире и отказа от всяких попыток противопоставить себя Западу.

Михаил РЕЗНИКОВИЧ, генеральный директор, художественный руководитель Театра русской драмы им. Леси Украинки:


— Люблю Россию за ее великий и могучий русский язык, за великую культуру. Разную. Театральную в том числе, оказавшую на меня гигантское влияние, и без которой я как личность и как режиссер, наверное, не состоялся бы.

Что же касается второй части вопроса, то, мне кажется, россиянам следует перестать так безоглядно копировать западные образцы в культуре, особенно в поп-культуре. Участвуя во всемирном европейском процессе, следует защищать те великие идеи, которыми они так богаты. Хочется, чтобы Россия избавилась от своего фантастического снобизма по отношению ко всем другим народам бывшего СССР.

Станислав ШУШКЕВИЧ, бывший председатель Верховного Совета Беларуси:


— Россию я люблю за ее литературу, искусство, за ее интеллигенцию.

Необходимо, чтобы Россия избавилась от имперскости, но она этого никогда не сделает — я в этом абсолютно уверен.

Лесь ПОДЕРВЯНСКИЙ, художник, драматург, президент «Клубу естетичної непокори»:


— Я ее не люблю... Легче сказать от чего ей не нужно отказываться. Во-первых, от национального тщеславия, от ксенофобии, от разделения человечества на тех, «кто любит русских» и тех, «кто не любит». Иначе бывшее величие придет в упадок. Уже сейчас она из сильной империи превратилась в страну, просто занимающую большую территорию, — стала слабой экономически и культурно. Ксенофобия заводит в тупик.

Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития:


— Россия — великая страна, культурная страна. Лично я, так уж случилось, вырос в русском языке и в русской культуре, литературе. Отказываться от этого мне не хотелось бы. Что касается отношений между странами, Украиной и Россией, то тут я размышляю как профессионал. В области экономических отношений, осуществления многочисленных возможных взаимовыгодных экономических проектов, то, я считаю, они должны активно инициироваться обеими сторонами, в том числе и украинским правительством — любым украинским правительством. А вот в отношении геополитических и геоэкономических проектов, где речь идет о цивилизационном выборе, то нужно учитывать, что наш выбор определен. Это — европейские ориентиры. Я считаю, что очень трудно и практически даже невозможно одновременно идти в две разные стороны. Россия позиционирует себя в качестве великой Евразийской страны. И ее можно рассматривать как отдельную цивилизацию. А нам, как стране небольшой, следует выбрать между двумя цивилизационными направлениями — европейским и евразийским. Соответственно следует рассматривать и предложение России о том, чтобы вместе идти в Европу. Если у этой страны и есть туда путь, то он совсем другой — это скорее союз двух цивилизаций, нежели вхождение, включение, адаптация, как в нашем случае. И поэтому наши пути просто разные. А избавиться нам нужно от ощущения вторичности, подчиненности, подражательства, от комплекса младшего брата.

Лилия ПУСТОВИТ, дизайнер:


— Люблю Россию в целом за россиян, петербуржцев, в частности — за Петербург. Речь о том, что любая нация, даже при наличии своих, обусловленных ментальностью, «за» и «против», но обладающая своим «лицом», заслуживает уважения. Люблю российскую литературу и российских парней — в последних, на мой взгляд, много мужества. Что мне искренне не нравится, так это великорусский шовинизм: это не то качество, на котором можно «выиграть» в современном мире. Если говорить о сфере, которая интересна мне, то есть о моде, то мне не близка, скажем так, боязнь чьего-то «ответа» у российских дизайнеров. В смысле того, что представители из других, бывших союзных республик, могут сделать некоторые вещи если не лучше, то, во всяком случае, не хуже.

Виктор ГОРОБЕЦ, доктор исторических наук, директор Центра социальной истории Института истории Украины НАН Украины:


— Как у историка, который профессионально интересуется российской историей, у меня есть все основания для того, чтобы любить Россию за целенаправленность и настойчивость ее элиты и жертвенность народа в достижении грандиозных, на первый взгляд, абсолютно недостижимых целей. От чего России стоит отказаться? Да все от того же — от взваливания на свои плечи задач, которые не только непомерно тяжелы, но и, по большому счету, ей абсолютно не нужны. Наконец, освободиться от груза ответственности за судьбы всех тех, кого, перефразируя слова классика, пыталась приручить.

Подготовили Наталья ТРОФИМОВА, Сергей МАХУН, Варвара ЖЛУКТЕНКО, Михаил МАЗУРИН, Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ