Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Война — это спасение рядового Райана и бомбежка Перл-Харбора?

8 мая, 2002 - 00:00

Поколения, не знающие войны, принято считать счастливыми. Но в то же время это обстоятельство постепенно лишает общество памяти. Народ, переживший войну, определенный период времени хранит память о трагических событиях, происходивших на его родной земле. Слово «война» со временем теряет свое эмоциональное наполнение, становясь лишь историческим событием, предметом исследования. И фактом нашей истории, о котором просто не может не знать нормальный, уважающий себя человек. Этот естественный постулат, оказалось, далеко не для всех очевиден.

По результатам небольшого опроса, проведенного корреспондентом «Дня» среди учеников 5-го, 8- го и 11-го классов столичных школ (всего 96 человек), практически все ребята знают, что 9 Мая — это День победы. Но при этом каждый третий опрошенный одиннадцатиклассник, 80% восьмиклассников и 64% пятиклассников не знают, о победе кого над кем и в какой войне идет речь! Заметим, это ответы обычных учеников одной из столичных школ, не «двоечников», но и не победителей олимпиад по истории. (Хотя, конечно, это и не настоящий социологический опрос, позволяющий судить о всех школьниках Украины)

Представление о странах, участвовавших в этом трагическом событии, у ребят также весьма отдаленное. Каждый пятый из учеников одиннадцатого класса, окончательно запутавшихся во всемирной истории, заявил, что в период Великой Отечественной войны борьба разворачивалась между странами Антанты и Тройственным союзом. Еще практически столько же пытались включить в список воюющих сторон Австро-Венгрию, которой на тот момент не существовало. Хотя в основной массе (55%) школьники вспомнили две страны, воевавшие между собой, — Советский Союз и Германию. Пятиклассники, по времени наиболее отдаленные от событий тех лет, случалось отвечали, что Вторая мировая — это война между США и Вьетнамом, либо же включили в число участников... Афганистан.

Приведенные факты свидетельствуют, что из-за стремления сосредоточить школьные программы исключительно на истории Украины упускаются очень важные вещи. А именно: украинские школьники просто плохо информированы об истории земли, на которой живут. Способствует ли такой «исторический изоляционизм» пониманию роли своего народа во всемирной истории? Ведет ли он к выработке национальной идентичности в современном унифицированном мире? Ответы на эти вопросы очевидны: если так пойдет дальше, то окажется, что война — это спасение рядового Райана и бомбежка Перл-Харбора, а войны в Киеве и Львове, Одессе и Харькове просто не было...

КОММЕНТАРИИ

Виталий ЗУБАРЬ , доктор исторических наук:

— С моей точки зрения, сложившееся положение объясняется тем, что в нынешних курсах истории, которые преподаются в средних школах, основное внимание обращается на историю Украины, причем в ее современной трактовке, и крайне недостаточно места уделяется всемирной истории, как в прошлом, так и в настоящем. А также объективному изложению материала, построенному на аутентичных источниках. Помимо этого, в школьных программах наметилась устойчивая тенденция к уменьшению часов, которые отводятся изучению всемирной истории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. В то же время данные опросов свидетельствуют о том, что есть необходимость концентрировать внимание учеников средних школ не только на истории Украины, а на месте населения территории Украины (как в древности, так и сегодня) во всемирном историческом процессе, как это делается в большинстве европейских стран. Такой подход позволит значительно расширить кругозор учащихся и будет способствовать осознанию ими места нашей страны в прошлом и настоящем.

Рената ВАЙНОЛА , доцент кафедры социальной педагогики Киевского Национального педагогического университета им. М.Драгоманова:

— В некоторой степени причиной сложившейся ситуации является специфика образовательных программ по курсу истории. Сегодня в школьном образовании значительное внимание уделяется истории Украины, но сама Украина при этом рассматривается не в контексте всемирной истории, а как-то обособленно. Но прежде всего такие нерадостные результаты опроса свидетельствуют о недостатках системы патриотического воспитания. Вряд ли сегодня классный руководитель за 10 гривен, доплачиваемых ему за внеклассную работу, станет возить детей на экскурсии на Лютежский плацдарм или в музей Великой Отечественной войны. И все это на фоне общего незнания истории своего народа. В значительной степени ответственность за это следует возложить на совесть каждой отдельно взятой семьи. По моему мнению, именно родители должны в первую очередь рассказывать детям о семейных и народных традициях, и в частности, о таких памятных событиях, как война.

Анна ТЕЛЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ