На саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, который начался в Стамбуле 18 ноября, 30 стран должны подписать новый Договор об обычных вооруженных силах (ДОВСЕ). Но чрезмерное применение Россией силы против Чечни делает неясным будущее этого соглашения в сфере контроля над вооружениями. Такая ситуация не по душе европейским странам, в том числе и Украине.
Буквально еще месяц назад была уверенность, что на встрече в Турции президенты 30 стран все-таки одобрят адаптированный к новым геополитическим реалиям ДОВСЕ. Этот договор был подписан в 1990 году между НАТО и Варшавским пактом и его смысл заключался в том, чтобы два враждующих блока имели в Европе одинаковое количество обычных вооружений. После этого можно было бы устранить возможность внезапного нападения и проведения крупных наступательных операций. Ради этого все вооружения НАТО и Варшавского договора посчитали, договорились о допустимом количестве для каждой стороны и лишние арсеналы уничтожили.
Но после распада Варшавского пакта, а впоследствии и Советского Союза, а потом на фоне расширения НАТО надо было определить новые принципы подсчета вооружений для европейских стран. Было решено, что в модернизованном Договоре уже на индивидуальной основе будет определено, какое количество обычных вооружений — вроде танков, пушек, самолетов и вертолетов, может иметь каждая страна. То есть, был положен конец блочному противостоянию, характерному для «холодной войны». Что и должны зафиксировать новым ДОВСЕ президенты стран-участниц.
Правда, оставались отдельные детали, которые надеялись оговорить до стамбульской встречи. Но в связи с боевыми действиями России в Чечне ситуация существенно усложнилась. Так, Москва нагнала на Кавказ столько боевой техники, что это превысило допущенные действующим договором лимиты. Россия признала, что она нарушила договор, но в то же время заявила, что ситуация будет исправлена после завершения войны в Чечне. В ответ США и ряд европейских стран выдвинули предложение о дополнительных мерах контроля за российскими вооружениями. В частности, внести определенные предохранительные меры в новый договор, чтобы сделать невозможными шаги России по сохранению чрезмерного милитарного присутствия в горячем регионе. А российским генералам это можно было бы сделать очень просто. Например, военные части министерства обороны России на Северном Кавказе переходят в подчинение командования российских Внутренних войск, и после этого их вооружение де-юре уже не будет подпадать под действие, а значит, и под ограничения нового Договора об обычных вооруженных силах. Россия не хочет, чтобы ее лишили такого запасного хода, и даже в первый день Стамбульского саммита еще не было окончательно известно, удалось ли разрешить существующие споры.
Что же касается Украины, то она вполне довольна новыми требованиями этого Договора. Киев отстоял свое право иметь один из крупнейших в Европе обычных арсеналов после России и Турции. С Украины также сняты все ограничения на размещение вооружений в Запорожской, Николаевской, Херсонской областях и в Крыму. Впрочем, это можно будет утверждать только после подписания нового договора...