15 марта правительство внесет на рассмотрение Верховной Рады новый проект государственного бюджета на 2005 год. Как сообщил Президент Виктор Ющенко, в нем будет предусмотрено выполнение его предвыборных обещаний. «Мы берем к полному исполнению все программные вещи, которые были сформированы во время избирательной кампании. Мы берем к исполнению, особенно в социальной сфере (обязательства. — Авт ), которые были взяты предыдущим правительством», — сказал Президент и подчеркнул: «Это пакет обязательных расходов, которые нужно профинансировать из бюджета 2005 года». При этом Ющенко вкратце перечислил источники, которые позволят правительству удержать высокую социальную планку. Среди них пересмотр политики свободных экономических зон и территорий приоритетного развития (в «зонах» планируется найти 7 млрд. грн.), «новые подходы к управлению» государственной собственностью, в частности «Укрзализницей», «Укртелекомом», «Укрнафтой», «Нефтегазом Украины» (5— 9 млрд. грн.), ликвидация всех корпоративных льгот (15—18 млрд. грн.), реприватизация (20—25 млрд. грн.). «Я убежден, что мы будем иметь самый социаль ный бюджет 2005 года, что нам будет по силам покрыть 15-миллиардный дефицит Пенсионного фонда, 9-миллиардный дефицит государственного бюджета, и плюс выполнить те обязательства, которые были оглашены в проектах у казов Президента», — сказал Ющенк о.
Бюджетный оптимизм Президента несколько диссонирует с высказываниями не менее «битого» в фискальных делах министра финансов. Виктор Пинзенык отмечает, что в бюджете-2005 «заложены серьезные системные проблемы, нерешение которых недопустимо, поскольку они разрушают финансовую систему страны». «Бюджет имеет значительно больший дефицит, чем записано на бумаге. В значительной мере это связано с проблемами пенсионного обеспечения», — отмечает министр финансов.
Вчера проблемы бюджетного и пенсионного дефицита обсуждались также на «круглом столе», организованном Институтом экономических исследований и политических консультаций и Фондом Фридриха Эберта. При этом главным источником дестабилизации бюджетного процесса были признаны планирующиеся социальные трансферты правительства населению, содержащие дополнительные инфляционные риски. И хотя одним из учредителей названного Института является Виктор Ющенко, научный вывод, презентованный Институтом, состоит в том, что лучше бы перенести социальные обещания на 2006 год, поскольку их выполнение, даже при наращивании доходной части, может привести дефицит бюджета 2005 года к рекордным 5%. Рекомендации экспертов состоят в расширении налоговой базы и привлечении других дополнительных источников роста бюджетных доходов при сокращении государственной помощи населению. Интересно, что анализ Института не столь уж критичен к действующему сегодня бюджету 2005 года (его прогнозные оценки признаны реалистическими и не требующими пересмотра). Основные опасения связаны с реализацией двух законов, принятых парламентом уже после утверждения бюджета (под занавес политического кризиса, связанного с выборами Президента, и словно бы в ознаменование начала новой, парламентской, избирательной кампании). Это законы об установлении минимальной пенсии на уровне прожиточного минимума и о дополнительном повышении (до 423 грн.) прожиточного минимума (в действующем бюджете 382 грн). Цена этих решений — 13,5 миллиарда гривен. Как отмечалось, в результате минимальная пенсия будет выше минимальной зарплаты.
Но впереди — парламентские выборы. По некоторым подсчетам, фигурирующим сегодня в среде экспертов, успех провластной коалиции возможен только в том случае, если накануне раздать избирателям не менее 20—25 миллиардов гривен. Это минимальная сумма расходов бюджета, в которую выльется исполнение предвыборных обещаний. Похоже, никто — ни парламент, ни Президент, ни правительство — не отважится на урезание социальных программ. Тем не менее экономисты утверждают, что именно это лекарство требуется сегодняшней экономике. Выступая на «круглом столе», советник главы «Приватбанка» Виктор Лисицкий (которого сложно заподозрить в антипатии к власти) призвал отказаться от новых нереальных социальных обязательств и сформировать полностью бездефицитный бюджет, без каких-либо внешних заимствований и без того, чтобы направлять доходы от приватизации на проедание. Сославшись на высокий кредит доверия нового Президента страны, Лисицкий, являющийся одним из ближайших его сподвижников как в прошлом, так и теперь, предложил власти «немножко спалить (на отказе от социальных льгот. — Авт. ) свою популярность». При этом он настаивал также на том, что обсуждение нового бюджета (в отличие от того, как было при предыдущем правительстве) должно проходить прозрачно и при участии широкой общественности. Но в отношении этого у него уже имеются некоторые опасения. Похоже, здравые предложения действительно могут не услышать. Не время сейчас для самосожжения... Нужно везти воз предвыборных обязательств.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир МАЙСТРИШИН, член бюджетного комитета Верховной Рады:
— Любой бюджет, предложенный правительством Виктора Ющенко, будет принят. Это будет политическая воля действующих правительства и Президента. Другое дело, что таких проб у правительства будет одна или две. И тут мне вспоминается еще советский анекдот о доярке, у которой последовательно спрашивали о том, сколько молока в день она может надоить от коровы: 15, 20, 30 литров? Она отвечала утвердительно. Но когда дошли до последней цифры, то уточнила: «Все-таки это будет одна вода». Так и правительство, безусловно, сможет накачать доходы бюджета. Но реальным ли будет наполнение? К примеру, есть намерение «перекрыть» свободные экономические зоны, и что, сразу же наступит благоденствие? Я не убежден, что так будет. Мировая практика свидетельствует, что в лучшем случае в бюджет поступит 20—25% потерь, о которых теперь говорится. Но при этом не учитываются политические последствия такого подхода. Так что, по моему мнению, правительство еще будет над этим усиленно думать... Правда, по моим сведениям, правительство пока не склонно прислушиваться к каким-либо советам. Достаточно сказать, что в этот напряженный момент бюджетный комитет парламента, членом которого я являюсь, не работает и не рассматривает свой основной вопрос. А правительство должно бы уже сегодня предлагать определенные вещи для обсуждения. Подход «мы все знаем и все решим» в нынешних условиях возможен. Но это будет полностью их ответственность. Я не против планирующегося дефицита в размере 3 — 3,5 — 4 процентов. Многие правительства в мире работают с дефицитом, и им удается преобразовать его в рост экономики. Дай Бог и нынешнему правительству найти для этого формулу. Что касается предлагаемой отмены законов, связывающих пенсию с повышенным прожиточным минимумом, то никто сегодня это делать не будет. К сожалению, снова начались выборы...