Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Возвращение «двурукого» гитариста

4 августа, 2000 - 00:00

Летом 1991 года в Украину приехала большая группа французских джазовых музыкантов, которые вместе со своими не столь многочисленными украинскими коллегами отправились на теплоходе в «Днепровскую гастроль». Тур проходил по крупным городам, где на открытых площадках при огромном стечении публики проходили потрясающие концерты. Обилие хорошей музыки, легкость импровизированной игры, приятность общения — вот те ощущения, которые остались у меня от той поездки. Хотя, признаюсь, конкретные ситуации, имена и лица по прошествии времени стерлись из памяти. Впрочем, нет: два эпизода запомнятся, вероятно, навсегда. Из Киева в круиз мы отправились на теплоходе под названием «XXV съезд КПСС» в аккурат в первый день путча (отчего само проведение «легкомысленного» джазового тура, когда вся страна слушала исключительно «Лебединое озеро», стояло под вопросом). А спустя неделю, когда прибыли в конечный пункт маршрута — Одессу, то первое, что увидели, как рабочие сбивают с нашего теплохода буквы названия. Любопытно, что потом он стал называться «Леся Украинка». Чем не примета времени и тех коллективных метаморфоз, которые с нами происходят? А второй эпизод связан с большим эмоциональным, не побоюсь этого слова, потрясением, которое мне довелось испытать, когда я впервые услышала игру Энвера Измайлова. Уже тогда было понятно, что этот музыкант вне времени и вне любых общественных пертурбаций. Не менее потрясенные французы спрашивали: — Кто он? Откуда? А мы, к своему стыду, лишь недоуменно разводили руками. В ту пору Энвер Измайлов был известен лишь узкому кругу профессионалов. Ну а на что еще мог рассчитывать газосварщик (!) из колхоза «Завет Ленина» — именно с этого началась трудовая деятельность Энвера в Крыму, куда он переехал в 1988 году. Впрочем, назвать его музыкальным самоучкой было бы преувеличением. Хотя доля истины в этом есть.

Энвер Измайлов вы Фергане (Узбекистан), там же в 15-летнем возрасте самостоятельно обучился игре на гитаре. Затем закончил музучилище по классу фагота (позднее его не раз будут называть человеком-оркестром), профессионально работал в группах «Южане» и «Сато». В чем же заключается неповторимость и уникальность Измайлова, чем ему удается покорять публику Украины, России, Франции, Швейцарии, Германии, Скандинавии? Сразу и навсегда. Ответ прост: талантом, конечно. Но любой талант имеет конкретные проявления. В самом конце 70-х, в результате длительных поисков новых способов звукоизвлечения, он пришел к нетрадиционной технике исполнения: изобрел тэппинг — прием игры, при котором пальцы обеих рук лежат на грифе гитары, как на клавиатуре, и звук извлекается быстрым прижатием струн, а не ударом или щипком но ним (т. е. на гитаре исполняются две независимые партии — как на фортепиано). В музыке Энвера соединяется импровизационное начало и элементы музыкального фольклора как народа крымских татар, к которому он принадлежит, так и других народов Причерноморья, Балкан и Ближнего Востока.

Сегодня Энвер Измайлов — заслуженный артист Украины, обладатель гран-при конкурса европейских гитаристов в Лозанне (1995 года). Попробовал себя (и все — с блеском и удачно) и в дуэте, и в трио. Очень много гастролирует, а в перерывах делит свое время между Крымом и Киевом. Впрочем, в столице он бывает совсем не так часто как хотелось бы. И поэтому предстоящий 10 августа концерт в клубе «Промзона» уже сегодня вызывает ажиотаж. Ведь Энверу, которого окрестили «двуруким» гитаристом, удается быть всегда новым. Единственное, что остается прежним — это его чувство юмора.

Анна ШЕРЕМЕТ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ