Вчера в Гааге состоялся саммит Украина — Евросоюз. Украинскую делегацию на переговорах возглавлял Президент Леонид Кучма. Это первый саммит Украина — ЕС после расширения Европейского сообщества и присоединения к нему еще десяти стран. Выступая вчера на открытии встречи, Леонид Кучма высказался о необходимости упрощения визового режима с ЕС. По его словам, «Украина считает, что на нынешних границах Евросоюза не должна вырасти так называемая Шенгенская стена». Президент также отметил, что Украина заинтересована в углублении диалога с ЕС в сфере внешней политики и политики безопасности. Напомним, еще несколько месяцев назад Киев рассчитывал, что именно во время Гаагского саммита будет подписан План действий сотрудничества Украины и ЕС. Однако до сих пор двум сторонам не удалось достичь согласия по некоторым принципиальным позициям. К примеру, Украина настаивает на внесении в документ положения об усилении отношений с ЕС после выполнения Плана действий. Брюссель пока что не дал положительного ответа. Как достичь гармонии в отношениях Украины и ЕС? Что следует сделать Киеву для того, чтобы прийти к взаимопониманию с Брюсселем? Об этом — в комментариях экспертов.
Сергей МАКСИМЕНКО, директор «ЕвроРегио Украина», Институт региональных и евроинтеграционных исследований:
— В первую очередь Украине следует быть надежным и предсказуемым партнером, к которому относились бы с уважением как в Брюсселе, так и в других европейских столицах. Для этого необходимыми факторами являются последовательность и прогнозируемость политики, конкретное ее наполнение, адекватное реагирование на вредные мифы, и развитие равноправных отношений с Россией. Предсказуемость политики является азбучным понятием. К сожалению, анализ украинской политики последних лет в отношении европейского выбора свидетельствует о том, что именно этой черты ей не хватало. Поэтому у нас нет достаточного веса, чтобы убеждать Европейский Союз в серьезности наших намерений. Для примера можно взять ситуацию вокруг нефтепровода «Одесса — Броды» — это показательный момент. Было принято одно решение — о транспортировке нефти в направлении Плоцка, а несколько дней назад оказалось, что все совсем не так. Насчет конкретного наполнения политики Украины. В первую очередь речь идет о внутренних делах, хотя европейский выбор является внешнеполитическим. Важно проведение реформ внутри страны, выполнение так называемого «домашнего задания». Нельзя сказать, что ничего не было сделано, но еще есть над чем работать. Украина должна адекватно реагировать на вредные мифы о том, что, дескать, двери в Европейский Союз для Украины закрыты. Это абсолютная неправда — согласно документам ЕС, Украина имеет право на получение членства. Утверждения украинских политиков о том, что ЕС должен дать нам какой-то конкретный сигнал, также неадекватны. Что мы должны делать с этим сигналом, если необходимые реформы не проведены? Последний момент — отношения с Россией. Несмотря на то, что вес России как партнера для Украины очень велик, отношения между ними должны быть равноправными. У России свой выбор, Украина задекларировала другой, и именно из этого нужно исходить. Тем более, что Россия все-таки не заинтересована в том, чтобы Украина сближалась с ЕС в некоторых плоскостях. Что касается пока что неподписанного Плана действий Украина — ЕС, то, на мой взгляд, позиция украинской стороны абсолютно правильная. Есть вещи, в отношении которых можно пойти на компромисс, а есть такие, к которым нужно относиться очень осторожно, чтобы не предать свои принципиальные позиции. Нужно пытаться их отстаивать, и, продолжая переговорный процесс с другим составом Европейской Комиссии, выйти на результат, приемлемый для ЕС, но полезный и для Украины.
Владимир ЛАВРИНЕНКО, президент Центра «Демократия и развитие»:
— Нам нужна кропотливая постоянная работа и политическая воля, чтобы реализовать свой европейский выбор. 12 —14 лет назад страны Центральной и Восточной Европы и Украина имели приблизительно одинаковые стартовые позиции в интеграционном плане. В то время, как в других восточноевропейских странах были проведены радикальные экономические и политические реформы, Украина больше о них говорила, чем воплощала. Несмотря на большое количество заявлений, деклараций об европейском выборе, мы видим, что реальные результаты отсутствуют. Сегодня ЕС ждет результатов президентских выборов, которые продемонстрируют готовность Украины к сотрудничеству на общих принципах демократии, верховенства права, свободы средств массовой информации. Без этого, как неоднократно подчеркивали представители Европейского Союза, невозможно ускорение отношений между Киевом и Брюсселем. С другой стороны, интенсификация отношений между ЕС и Украиной, которая предусматривает создание нескольких общих пространств между Украиной и Евросоюзом (общего экономического пространства, общего пространства внутренней безопасности, пространства для совместных действий в области развития и исследований), требует серьезных договоренностей между обеими сторонами. Между тем, саммит в Гааге — это первая встреча после расширения ЕС на Восток и недавно проведенных выборов в Европарламент. И понятно, что новому руководству Евросоюза нужно время, чтобы определиться.
Александр СУШКО, директор Центра конверсии, мира и внешней политики Украины:
— Украине необходимо завершить период евродеклараций и евросимуляций и перейти к реальной практике, которая бы свидетельствовала о приоритетах нашего курса на европейскую интеграцию. До сих пор мы имеем исключительно голословные риторические фразы. Европейцы это видят и не могут скрыть удивления тем, что Украина, будучи такой сильной страной, на самом деле сегодня маргинальна и не может даже обеспечить необратимость демократических реформ. Соответственно к такой стране не может применяться какая-то амбициозная политика со стороны Европейского Союза. Сегодня он выжидает, окончательных решений по Украине не принимается и не будет приниматься, пока не станет окончательно понятно, каким путем идет Украина — европейским или противоположным ему. Украине нужно обеспечить проведение честных выборов и достичь европейских демократических стандартов во всех сферах жизнедеятельности. Что касается позиции украинской стороны по Плану действий Украина — ЕС, то она полностью правильная — нужно пытаться ставить более амбициозные цели, настойчивее включать вопрос либерализации визового режима. Но все это должно подкрепляться какими-то аргументами. Ошибочно мнение, что можно построить эффективную политику с ЕС без учета других аспектов внешней политики Украины. Евросоюз даже говорить не будет о либерализации визового режима со страной, которая движется к авторитаризму. С Россией может говорить и будет говорить, но Россия — это сырьевой придаток ЕС, соответственно Евросоюз об этом придатке беспокоится. У Украины, к счастью, таких аргументов нет. Будет Украина демократической — будут хорошие отношения с ЕС. Что касается положения об усилении уровня сотрудничества с ЕС, которое украинская сторона хочет включить в План действий, то в Брюсселе существует два мнения по этому поводу. Согласно первому, эту фразу можно вписать даже сейчас, согласно второму — нужно подождать выборов... Поэтому решение отложить подписание Плана действий абсолютно логично, поскольку европейская бюрократия очень осторожна...