Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Всех вылечат

Вчера в Харькове семейные врачи поставили диагноз отечественной медицине
26 октября, 2005 - 21:04
МАЛЕНЬКАЯ ПАЦИЕНТКА УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ ДАРНИЦКОГО РАЙОНА КИЕВА — ОДНОГО ИЗ НЕМНОГИХ В СТРАНЕ, ГДЕ ЖЕЛАЕМОЕ СТАЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ. ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ЦЕНТРА ЮРИЙ СМИЩУК УБЕЖДЕН, ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМЫ РАДИКАЛЬНЫЕ МЕРЫ, В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ БУДУТ ОБСУЖДАТЬ ЕЩЕ ДЕСЯТКИ ЛЕТ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День» МЕДРАБОТНИКИ НЫНЧЕ В ОЖИДАНИИ. ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО, ЧТО ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ИЗ НИХ РЕФОРМЫ ОБЕРНУТСЯ СОКРАЩЕНИЕМ ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Надо учиться экономить. Приблизительно так, если кратко, может звучать вывод завершившегося вчера в Харькове съезда семейных врачей. В какой-то мере его можно назвать знаковым — впервые к дискуссии о судьбе украинской медицины подключился Президент. Как он заявил в своем выступлении, сегодня необходимо ориентироваться на европейские стандарты обеспечения сферы. «Если мы и дальше будем отчислять 80% средств на финансирование квадратных метров, стен и коек, то никогда не дойдем до больного», — цитирует Виктора Ющенко Интерфакс-Украина. По его словам, сегодня наблюдается избыток мест в стационарах, и примерно 40% из них, как правило, не используется.

Словом, съезд наметил несколько первоочередных задач. Во-первых, децентрализация финансовых ресурсов и активное внедрение семейной медицины. Во-вторых, сокращение больничных коек, а вместе с тем — и среднего срока госпитализации. Кроме того, В. Ющенко поручил разработать несколько приоритетных программ — по борьбе со СПИДом, туберкулезом и онкологическими заболеваниями. А также призвал врачей как можно быстрее принять кодекс врачебной этики. Другой вопрос, что осуществить задуманное и, главное, увидеть результат — будет несколько сложнее. К примеру, сегодня в Украине существует 10 целевых медицинских программ. С 2000 года на национальном уровне борются с тем же туберкулезом, ВИЧ, диабетом. Но почему- то Украина продолжает занимать второе место в Европе по инфицированности палочкой Коха, а темпы распространения СПИДа и вовсе вывели страну в лидеры континента. Недавно международная коалиция организаций «Остановим туберкулез вместе» заявила о том, что Украина полностью провалила «профильную» программу. «Как на должности главных специалистов по социально опасным инфекционным заболеваниям могут работать вчерашние выпускники вузов?» — задавали риторический вопрос авторы итогового доклада. Они же приводили шокирующие цифры: ежедневно в стране регистрируется 82 новых случая заболевания, а каждый год от туберкулеза умирают более 10 тысяч украинцев.

Как убежден старший научный сотрудник Института нейрохирургии, эксперт в области здравоохранения Андрей Гук, целевые программы останутся листом пожеланий до тех пор, пока будут финансироваться лишь из госбюджета. Облздравам (и даже райздравам) нужны свои деньги, свои конкретные задачи и четкие показатели результативности. Сегодня же доходит до парадоксов. Скажем, заказала область определенное количество медикаментов для лечения онкобольных. Минздрав принял заявку, объявил тендер, определил победителя, развез препараты по регионам. Только пока длились все эти процедуры, ситуация уже успела несколько раз поменяться. Были примеры, когда заказанные лекарства в итоге оказывались ненужными или нужными, но не в том объеме. А значит, министерство вполне можно было обвинить в не целевом использовании бюджетных средств. К слову, Счетная палата пришла именно к такому выводу. Итоги их проверки за 2004 год показали, что реализация программы «Онкология» свелась к закупке препаратов и дорогостоящего оборудования. Но при этом больные были обеспечены медикаментами менее чем на треть. «Ненужных» лекарств закупили на 86,1 млн. гривен, и стоимость оставшихся невостребованными оценивается в 65,2 млн. гривен.

Проще говоря, как полагают эксперты, прежде чем разрабатывать новые программы, стоит подумать: какова роль в этом процессе регионов. Подобная ситуация и с этическим кодексом врача.

Он не «заработает», если медики не получат самоуправление и не переберут на себя «львиную долю» функций министерства — в частности, контролирующих и разрешительных. Иными словами, сами «очистят» свою среду от непрофессионалов, как это практикуется в большинстве европейских стран. Но для этого нужен соответствующий закон, проект которого нынче только разрабатывается.

Между тем украинские пациенты, как оказалось, даже не знают, что у них есть права. И это не шутка. Вопросы о них стали откровением для 50% опрошенных дирекцией проекта «Права пациента в Украине». В то же время, как признаются сами медики, у нас бывают поистине вопиющие случаи. Например, в одной из известных киевских клиник, делая пациенту рентген, врач решил вслух поразмышлять о вероятности у больного рака желудка. Благо, ничего подобного не оказалось. Но из рентген- кабинета пациент уже вышел с канцерофобией — патологической боязнью онкозаболеваний. Или еще факт. Как показала проверка государственного фармакологического центра Минздрава, во многих больницах у пациента не спрашивают, согласен ли он стать испытуемым новой методики или лекарства. Хотя в законе эта норма четко прописана. Уже не говоря о том, что украинские врачи нередко завышают стоимость медицинской помощи и становятся рупором «подкормившей» его фармацевтической фирмы. Но всему можно найти оправдание. Как ранее сказал «Дню» академик, один из соавторов проекта кодекса врача Любомир Пыриг, «давайте сначала подумаем, насколько этично оценивать труд медика на уровне работника лесного хозяйства. А уже потом будем обсуждать, что не устраивает в работе врача».

К слову, на съезде в Харькове говорили и о вознаграждении медиков. Как считают эксперты, именно семейная медицина должна стать для врачей самой привлекательной сферой. Ведь семейный врач (или их группа), как планируется, будет получать от государства деньги и самостоятельно решать, на что их расходовать. Это и заинтересует медика в здоровье пациента — чем меньше потребуется медицинских вмешательств, тем больше средств останется на оборудование и прибыль. А предполагаемое сокращение «лишних» коек в больницах позволит изыскать средства на повышение зарплаты всем врачам. Правда, запланированным реформам может помешать... Конституция. Ведь в ней четко сказано: сокращать государственные больницы и поликлиники запрещено.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ