Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Выборы свидетелей

15 декабря, 1999 - 00:00

Однако понятно, что ни у одного из лидеров потенциальных думских фракций нет шансов стать вторым президентом России. Еще несколько месяцев назад как о возможном наследнике Бориса Ельцина говорили о Евгение Примакове, но жесткая кампания, развернутая Кремлем против лидеров ОВР, окончательно доказала номенклатуре, что блок не является партией власти и бывший премьер не является тем человеком, на которого стоит опираться. Уже ясно, что мэр Москвы Юрий Лужков окончательно отказался от федеральных политических амбиций и сейчас озабочен только сохранением власти в Москве. Сам Примаков также отказался от амплуа уравновешенного осторожного политика и выглядит остервенелым старикашкой из недавнего коммунистического прошлого. Это, конечно, не значит, что ОВР не сформирует неплохой фракции в Думе, но итоги выборов для блока двух движений могут быть совсем не такими оптимистическими. Тем более, что властью организован блок-близнец — «Медведь», который как раз и претендует на звание «партии власти». Ясно, что Сергей Шойгу не будет претендовать на президентство, но о своей поддержке объединения заявил премьер-министр Владимир Путин — а с точки зрения нынешних российских политических реалий, это много значит.

Следовательно, важнее всего сегодня то, какой из двух номенклатурных блоков займет большее количество мест в Государственной думе. Но это только начало интриги. В Кремле всерьез рассуждают о возможном расколе ОВР: депутаты от «Всей России» переходят в фракцию «Медведя», выдвиженцы же Примакова и Лужкова остаются никому не нужными. Это совсем не фантастика. Региональные лидеры — а среди них и те, кто входит в ОВР — спешат высказать свои симпатии к Путину. Когда в Казань приезжал Шойгу, «отец» «Всей России» президент Татарстана Минтимер Шаймиев приказал замаскировать предвыборное плакаты ОВР...

На фоне борьбы между собой двух номенклатурных фракций коммунисты имеют неплохие шансы сохранить свои позиции и сформировать фракцию, близкую по своей численности к той, какая у них есть в Государственной думе сейчас. Ненамного улучшит свой результат и «Яблоко». Так что с учетом неплохих позиций в нынешнем парламенте фактически прокремлевской ЛДПР, состав думы не очень изменится. И ее влияние на российскую политику не изменится также.

Парламентские выборы в России опять докажут, что на постсоветском пространстве большая политика делается совсем не у избирательных урн. Лидеры ОВР как раз и сделали попытку изменить политическую реальность при помощи голосования, доказать, что имеют широкую общественную поддержку. Уже сейчас, еще до выборов, можно констатировать, что это им не удалось. «Партией власти» в России можно стать только с благословения Кремля, а совсем не по собственной инициативе. Отмена Верховным Судом России выборов губернатора Санкт-Петербурга — жестокий удар по будущим политическим перспективам третьего номера ОВР Владимира Яковлева — еще раз продемонстрировала региональным лидерам, насколько они зависимы от федеральной власти. Этого урока они не забудут.

Прогнозировать, как дума будет действовать, — дело неблагодарное. Все же таки многое зависит от конфигурации мест, от мгновенных коалиций, от того, удастся ли развалить ОВР... Но уже сейчас некоторые решения Центральной избирательной комиссии сформировали неплохие основания для объявления в будущем парламентских выборов нелегитимными. Если дума не будет мешать перераспределению власти, которое начнется в постъельцинскую эпоху, она спокойно доработает свое время. Если нет — наследники Ельцина объявят ее нелегитимной и проведут выборы для «своих» кандидатов в депутаты.

Несколько слов о тех, кого, скорее всего, не увидят в Государственной думе. Нет шансов создать фракцию «Наш дом — Россия» Виктора Черномырдина. Бывшая «партия власти» окончательно потеряла свой влиятельный имидж и рассматривается, скорее, как историческое, нежели политическое явление. Что-то подобное в свое времени произошло и с «Выбором России» Егора Гайдара: теперь Демвыбор, умудренный фиаско прошлых парламентских выборов — участник «Союза правых сил». А Черномырдин ни с кем объединяться не захотел. Но сам он обязательно войдет в Государственную думу по одномандатному округу. Выборы по одномандатным округам вообще обещают много сенсаций. Можно уверенно прогнозировать, что Карачаево-Черкессия проголосует за Бориса Березовского, а Чукотка — за Романа Абрамовича. И «теневые» мастера российской политики станут еще и депутатами, то есть смогут не обращать внимания на возможные маневры с привлечением Генеральной прокуратуры. Участие в думских делах Березовского и Абрамовича — залог того, что парламент станет, в первую очередь, коллективом лоббистов. Впрочем, так уже было и без присутствия уважаемых бизнесменов.

Следовательно, особой интриги в думских выборах не ожидается. Однако уже после них начнется настоящая борьба — борьба за российское президентство. думцы будут, вероятнее всего, свидетелями, чем участниками этой борьбы.

Виталий ПОРТНИКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ