Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Взаимный парад глупости»

28 сентября, 2002 - 00:00


Обращаясь к коллегам, освещавшим акцию «Восстань, Украина!», с просьбой поделиться личными впечатлениями от увиденного и услышанного, «День» стремился собрать как можно более полный спектр мнений журналистов. Вообще-то он отражает набор мнений во всем обществе. Возможно, только «неприсоединившихся» среди журналистов меньше.

Наталья КОНДРАТЮК, тележурналистка:

— Такое ощущение, что это был просто взаимный парад глупостей. Оппозиция и власть как бы соревновались, кто придумает ситуацию понелепее и у кого первого сдадут нервы. Причем традиционно лучшую рекламу акциям протеста и их лидерам сделала сама власть. Например, оппозиция, поставив палатки, спровоцировала власть на «уборку территории». Власть поступила так, как от нее и ожидали, дав оппозиции почву для новых обвинений. Если бы палатки не трогали, утром, наверняка, жители и автомобилисты сами бы заставили пикетчиков потесниться. Демарш на телевидении тоже вызвал вполне прогнозируемую реакцию: оппозиция создала ситуацию, власть ее разрекламировала. Впридачу российским телеканалам почти сутки не давали возможности передать материалы в Москву: на УТ 1, видимо,с перепугу, «напала» профилактика каналов связи. Мирный ход акций, похоже, оппозиции не был нужен. Меньше внимания, меньше шумовых эффектов — меньше информационных поводов. А прорваться в Администрацию Президента — это информационный повод. Если бы Президент принял их сразу, конфликт исчерпал бы себя гораздо раньше и депутатам не пришлось бы коротать ночь под кабинетом главы государства, отказав себе в ужине и завтраке. И мировые средства массовой информации не жевали бы эту ситуацию еще сутки. На демократию происходящее похоже мало. Все это напоминает истерику. Каждый участник преследует свои цели и решает личные задачи. Только при чем тут страна?

Захар БУТЫРСКИЙ, «Немецкая волна»:

— Поразительно, как удалось оппозиционерам затянуть на акции людей с высшим образованием, которых было множество. Не тех бабушек, которых мы привыкли видеть на демонстрациях левых сил. Видимо, общество где-то просыпается. Правда, настораживает присутствие в числе оппозиционеров коммунистов, которые никогда до крайности не обостряли своих отношений с властями. Скорее — играли в оппозицию. Теперь — либо они поменяли своё кредо, либо оппозиция образца 2002 года. Сложно назвать эти акции проявлением демократии. Скорее всего, они происходили не благодаря, а вопреки властям. Люди, приехавшие в Киев из регионов, рассказывают, что на них давило их начальство, налоговики. Уже по дороге в Киев милиция тормозила автобусы и автомобили, если там были замечены участники акций протеста. А в железнодорожных кассах была создана искусственная проблема с билетами. Разве можно называть проявлением демократии то, как под покровом ночи спецподразделения уничтожили палаточный городок? Может, это и демократия, но по-украински.

Александр ЛУКЬЯНЕНКО, специальный корреспондент информационно- аналитической службы телеканала «Интер»:

— Не буду говорить о демонстрациях 16 сентября — видел их только по телевизору. Но акция 24- го в какой-то момент выглядела как и все остальные митинги оппозиции: те же «лица из народа», что и на прежних митингах, те же лозунги. Как и полтора года назад, толпа по команде из мегафона скандирует «Кучму — геть!». В общем — ничего нового. Гораздо интереснее было наблюдать за лидерами оппозиции. Сцена с походом депутатов к главе государства и объявлением политической голодовки на лестнице между третьим и четвертым этажами Администрации Президента откровенно позабавила. Политика у нас теперь становится зрелищем. А вот порадовало только одно — на этот раз не было драк между демонстрантами и милицией. Видимо, правоохранительные органы и участники митингов таки научились уважать друг друга. Можно ли считать акцию проявлением демократии? Однозначно — да. Иначе митинга не было бы по определению.

Дмитрий КИСЕЛЕВ, главный редактор информационной службы ICTV:

— Я думаю, то, что происходило в пиковые моменты, — это просто хулиганство, на самом деле ничего не имеющее общего с демократией. В любой демократической стране человека, который как бы бьет по щекам представителя полиции, просто посадили бы в тюрьму за хулиганство, поскольку и у депутатской неприкосновенности есть пределы. Это раз. И то, что ночевали в президентской администрации, это просто — по формальным признакам — путч. Вот и все.

Вялотекущий путч, который ничего не имеет общего с демократией, и ресурсы его исчерпаемы. Поскольку он не проходит на фоне кризиса в стране. То есть видно, что он абсолютно бутафорский, сконструированный, искусственный, потому что Украина занимает первое место среди стран СНГ по темпам промышленного роста, и для эффективной деятельности правительства не хватает только нормальных законов. Не хватает того, чтобы депутаты снизили налоги и еще нескольких десятков (насчитывают до шестидесяти) законов. Тогда жизнь наладится. Фактически это политическая эксплуатация в своих личных интересах борьбы за власть трудностей, которые все же испытывает Украина; той недостойной бедности, в которой пребывает страна (поскольку средняя зарплата в стране — 75 долларов, что лишь на 16 % выше прожиточного минимума). И это просто обман народа. То есть после этих акций, даже если кто-то возьмет власть в свои руки (представим себе такую гипотетическую, странную возможность), никто не переобуется в новые ботинки и никто не переедет в новые квартиры. Это совершенно понятно, потому что задачи останутся те же — принятие нормальных законов и нормальное, спокойное функционирование государства. Мои личные впечатления таковы. И я думаю, что исполнительная власть и Президент просто должны действовать более активно, спокойно и уверенно, потому что они действует в рамках демократических институтов. Вот и все. А так называемая оппозиция (я говорю «так называемая», поскольку это просто радикалы) подтвердила полную неспособность действовать в рамках демократических институтов, изобретенных не в Украине. И не в Украине от них отказываться. Я имею в виду парламент: нужно сидеть в парламенте и принимать законы, снижать налоги, а не сидеть в палатках — это фактически предательство своих избирателей.

Андрей МИСЕЛЮК, редактор отдела политики Интернет-газеты ForUm:.

— Как во времена «кассетного скандала», так и сейчас (был почти на всех демонстрациях УБК и на обеих «Восстань, Украина!») неоднократно имел возможность убедиться в том, что подавляющее большинство демонстрантов — это лучшие люди Украины, ее «соль». А никак не продажные наймиты, психопаты, кликуши, прочие упыри и десоциализированные элементы, которые фигурируют в милицейских сообщениях и сюжетах некоторых до безобразия объективных телеканалов. (Такие тоже есть, но не они играют главную роль). Лучшие — в смысле обостренной реакции на несправедливость со стороны власти, наличия чувства собственного достоинства, человеческой порядочности. Даже их несколько наивная ненависть к Президенту и такая же уверенность в том, что «все беды от Кучмы» не «режут слух и глаз», потому что органично вытекают из их восприятия мира. Честно говоря, мне общаться с этими людьми приятно и интересно.

Ни разу не замечал проявлений неудержимой агрессивности с их стороны по отношению к милиции, несмотря на то, что демонстрантов, по крайней мере, во время УБК, провоцировали на драки некие ребята в кожаных куртках спортивного телосложения, которые безнаказанно выскакивали из-за спин милицейского ограждения и туда же прятались. Запомнилось очень терпимое отношение к омоновцам во время нынешних акций — если кто-то начинал кричать что-то типа «Слуги режима! Кого защищаете?», народ постарше говорил: «Да это же наши дети!..» или «А вы бы на их месте что делали?»

Не разделяя излишнего романтизма руководителя УБК Владимира Чемериса, который восхищался тем, что унсовцы и социалисты живут в одних палатках и поют одни песни, тем не менее, думаю, что именно так формируется политическая украинская нация. Дело даже не только в Президенте — он так или иначе уйдет. А так на основе непрятия его режима люди из разных областей страны, разных политических убеждений и просто убеждений уже второй раз оказываются в одном «котле». Они узнают друг друга, спорят, ругаются, но учатся понимать: коммунист — нацдема и наоборот. Я, например, сам во время УБК с новой, хорошей стороны открыл для себя унсовцев, к которым до этого относился без особого пиетета. И, между прочим, в их единстве нет ничего удивительного — никакие Тимошенко или Мороз не вывели бы десятки тысяч на улицы, если бы не было «социального запроса» на их лозунги.

Александр ГАЛУХ, корреспондент отдела политики газеты «Факты и комментарии»:

— Акция неповиновения, состоявшаяся 16 сентября на Европейской площади, была зрелищной. Формальный повод для выступления: 2 года, как исчез журналист Георгий Гонгадзе. Правда, мало кто из отечественных СМИ упомянул об этом. В целом же власть и оппозиция вели себя достойно.

От участников акции часто приходилось слышать, что уличные выступления вряд ли пошатнут довольно сильные позиции власти и повлияют на политическое развитие страны. Многие говорили, что шансов добиться успеха нет, но что- то делать все равно необходимо.

К слову, в рядах оппозиционеров было очень мало молодежи. Известно, что в учебных заведениях на этот счет была проведена соответствующая профилактическая работа. Тем не менее, «революция», о которой так много говорили, в очередной раз показала, на мой взгляд, неготовность граждан принимать участие в массовых акциях протеста. Большинство участников — люди среднего и пожилого возраста, которых больше волновали социальные проблемы, нежели политические. Что касается освещения акции в СМИ, то, несомненно, большинство их работало против оппозиционеров, в частности, занижалось реальное количество вышедших на улицы людей. Хотя лидеры оппозиции, в свою очередь явно завышали данные о протестующих. Один из участников акции заявил, что узнать более-менее точные цифры можно, умножив на 2 официальные данные милиции. Получается — 30 тысяч. Похоже на правду...

Елена БОЛТУШКИНА , редактор рубрики «Украина» «Корреспондент.Net»

— Я лично не была на Европейской площади 16 сентября — только проезжала мимо по дороге на работу, — поэтому мое впечатление складывалось на основе сообщений наших корреспондентов и информации в Интернете. Ощущение было такое, словно был запущен достаточно мощный механизм, который, однако, работает вхолостую.

Отмечу, что, как мне показалось, самой бурной в тот день была реакция и тех, кто был на площади, и тех, кто читал это все на нашем сайте, на появление на митинге 16 сентября Виктора Ющенко. Ведь те, кто рьяно поддерживает оппозиционные силы, давно разочаровались в нем, и тут он объявился на Европейской площади. У людей просто началась истерика на тему «мессии». Ведь он, как-никак, личность довольно харизматическая. Это были просто бешеные взрывы радости...

Подготовили Михаил МАЗУРИН, «День», Ирина КУХАР, Алина ДЯЧЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ