Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВЗРОСЛЫЕ ИГРЫ

Российский вояж украинской моды
6 декабря, 2002 - 00:00

Мы уже рассказывали, что журналы «Ева» и «L’Officiel-Украина», провозгласив постулат — мода на страну формируется всередине страны, реализовали его весьма изящным способом. Они придумали Ukrainian Fashion Game. А по сути, в такой «играющей» манере решили экспортировать украинскую моду за границы Киева, где она, надо признать, главным образом и пребывает. Для начала группа украинских дизайнеров во главе с неутомимыми создателями и постоянными организаторами отечественной недели прет-а-порте «Сезоны моды» Ириной Данелевской и Владимиром Нечипоруком отправились в Санкт-Петербург, где в Фонтанном зале Шереметьевского дворца «отыграли» первый тайм. Под, судя по отзывам незаинтересованных очевидцев, восторженные аплодисменты традиционно сдержанной питерской публики. Вторая игра предстояла в Москве, на ней мне и довелось побывать.

Но здесь, вероятно, уместно объяснить, что же собой собственно представляет Fashion Game. Цель игры — со стороны организаторов и дизайнеров — наиболее выгодно представить отечественную моду зрителям. А тем, в свою очередь, — получить представление об украинской моде и наших ведущих дизайнерах. Для этого была создана одна большая сборная коллекция, в которой Виктор Анисимов, Сергей Бызов, Александр Гапчук, Ольга Громова, Алексей Залевский, Татьяна Земскова и Алена Ворожбит, Оксана Караванская, Лилия Пустовит представили по десять моделей. Наверняка читатели, даже не особо активно интересующиеся модой, все эти имена слышали. Что не мудрено. На игровом поле действительно собрали «первачей», которые сегодня определяют, диктуют, создают (назовите, как хотите, и все будет одинаково верно) моду внутри страны. Странно, но за пять лет усилий им это практически удалось. Ну хотя бы потому, что «продвинутой» публике немодно сегодня не знать отечественных дизайнеров, наряду с именами всемирно известных домов моды. А записные столичные модники просто не могут не иметь в своем гардеробе хотя бы несколько нарядов от отечественных модельеров. Это я к тому веду, что состав украинской сборной был подобран вполне логично.

Хотя, на мой взгляд, в этом состоял определенный риск. Как и вообще в подобной «солянке». Каждый из представленных дизайнеров — личность весьма амбициозная (что естественно), а их коллекции имеют ярко выраженные отличительные черты, которые в групповой игре могут либо затеряться (что плохо), либо напротив — слишком явно проступать, смикшировав представление об общей стилистике украинской моды (что еще хуже). Скажу сразу, мои опасения, по большому счету, не подтвердились. Цельность картинки удалось выдержать почти идеально. Во многом благодаря свету, звуку, мейк-ап, оптическим и зрительным эффектам, общей культуре показа (организаторы привезли в российскую столицу двадцать девушек — демонстраторов одежды для более объемного представления об украинской модной жизни). Надо признать, что наблюдать все это было весьма и весьма приятно. Мы так часто по поводу и без повода комплексуем на предмет своего «неуспевания» за Европой, так самозабвенно культивируем в себе синдром «второсортности», что как-то даже не успеваем заметить очевидное. Ну, например, людей, которые без всяких оглядок и бесконечных рефлексий просто занимаются своим делом. Профессионально, спокойно, изобретательно, не боясь демонстрировать в том числе национальную самобытность. И оказывается: они уже там, в Европе...

Впрочем, вход туда действительно непрост. Fashion Game проходили в Москве в рамках 9 й Недели высокой моды. В ней принимали участие восемь российских кутюрье плюс знаменитые Дома «от кутюр» Франции и Италии. Впервые приехали модельеры из Англии. Показаться в такой компании в пресыщенной и к тому моменту уже изрядно «перекормленной» модой российской столице — задача не из легких.

Скажу честно, когда друзья подвозили меня к Пушкинскому музею на Пречистенке, где должен был состояться показ, почувствовала, что нервничаю: соберется ли публика. Но увидев вереницу припаркованных у входа иномарок, успокоилась. Когда же в большом просторном зале возникли трудности в поисках свободного места, а народ все прибывал, поняла, что полдела организаторы украинских игр уже сделали. Поскольку сами коллекции просто не могли не произвести впечатления (киевляне их уже видели на последних «Сезонах»). Так, собственно, и произошло.

Фуршет по окончании показа затянулся надолго. Уже вроде бы все было съедено и выпито, а гости не расходились, расточая комплименты хозяевам, то есть нашим дизайнерам. Ну понятно, когда это делали заглянувшие знаменитости. Скажем, Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков, Вера Глаголева или Игорь Старыгин. Им вроде как по светскому ритуалу положено. Когда же многочисленные московские модные журналисты долго, бурно и весьма доброжелательно (кстати, что не всегда встретишь в родном Киеве) обсуждают увиденное, попутно что-то покупая из коллекций; когда представители крупных банков интересуются у дизайнеров, что такое «Сезоны моды» в частности и украинская мода вообще, — это совсем другой уровень разговора. Профессиональный. Что, собственно, и следовало доказать.

Причем мнения специалистов на первый взгляд казались парадоксальными, однако довольно точно определили тенденции украинской моды. Например, Виолетту Литвинову — пожалуй, самого известного в России дизайнера шляп, даму весьма экстравагантную и даже эксцентричную — привлекла эпатажность и блестящая, на ее взгляд, интерпретация этнических мотивов. А вот Эвелина Хромченко, редактор русского издания «L’Officiel», вспомнив характеристику известного критика из английского The Sunday Times Коллина МакДауэлла по поводу Недели высокой моды, которая сводилась к тому, что талантливых дизайнеров много, но хорошо бы, чтобы их одежду еще и носили, констатировала: эту одежду носить надо, отметив ее функциональность и практичность. И тут же приобрела одну из моделей. Художник Никос Сафонов, сконцентрированный все больше на себе самом, между тем не мог не отметить цветовую привлекательность и свежесть коллекций, что, впрочем, всегда было сильной стороной украинских дизайнеров. Но надо заметить, что некоторых зрителей одежда если и интересовала, то в последнюю очередь. Певцы Титомир и Осин так вдохновились видом украинских манекенщиц, что устроили сопровождение автобусу, который отвозил нас в гостиницу. Их пыл быстро и решительно остудил Владимир Нечипорук.

Не буду произносить громких слов о некоем украинском прорыве. Мода — слишком конкурентный бизнес. И одной даже удачно сыгранной игрой здесь не обойтись. Но то, что украинские дизайнеры конкурентоспособны — вполне очевидно. Мне кажется, здесь намного важнее другое. Понимание того, что мода на страну действительно формируется всередине страны. Будь то дизайн одежды, искусство, спорт или политика. Для начала нам самим неплохо бы определиться, какие мы, по каким меркам живем и какие планки перед собой ставим. Можно это назвать формированием собственного имиджа. А можно еще проще — собственной жизни.

Анна ШЕРЕМЕТ, «День», Киев — Москва — Киев
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ