В нынешнем учебном году для пятиклассников и шестиклассников вводится новый предмет — «Этика». Это культурологический курс светского характера, в нем отсутствует религиозное воспитание. Детей десяти-двенадцати лет познакомят с моральными нормами и общечеловеческими ценностями, постараются помочь определиться с собственной жизненной позицией. Авторы программы и учебников рассчитывают, что школьные уроки этики, прописанные в расписании раз в неделю, научат детей проявлять дружелюбие, вежливость, внимание и чуткость по отношению к другим людям, сделают наших детей более толерантными и милосердными, умеющими отличать мораль и аморальность.... Вести уроки этики будут учителя истории, правоведения, украинского языка и литературы, зарубежной литературы. Оцениваться же усвоение материала по необычному предмету будут по общепринятой 12-ти бальной системе. В критериях на высшие баллы («10», «11», «12») — умение упреждать и решать конфликты, самостоятельно сравнивать и оценивать явления морали, систематизировать события жизни с точки зрения их моральных ценностей. Такие вот будут очень взрослые требования для одиннадцатилетних детей.
Введение «Этики» как отдельного предмета многие учителя считают нецелесообразным. Хотя бы потому, что меньше чем за месяц до начала учебного года они еще не видели программу. К тому же считают, что введение нового предмета сокращает время на изучение базовых. Морально ли будет оценивать знания способного ученика, поступки которого расходятся с его словами? Или того, кто плохо умеет говорить, но всегда готов прийти людям на помощь? Учителя также отмечали не соответствие программы возрастному уровню детей, а также говорили о том, что читать такой «затеоретизированный» курс по силам профессиональным психологам и философам.
Многие ученые сомневаются в успехе этого новшества в школьной программе. В частности, доктор философских наук Сергей Крымский считает, «что замыслы с уроками этики могут привести к отрицательному результату, поскольку в интеллектуальном плане тут нужна тонкость, виртуозность, которая отсутствует не только у многих школьных преподавателей, но и у многих наших ученых. У нас утрачена культура христианской духовности, которая позволяла о самых сложных вещах говорить на общедоступном языке. Мы потеряли духовную цензуру, обучение которой стоит очень большого труда и которая позволяет грамотно говорить на этические темы. Это эксперимент может вылиться в отталкивание от предмета. О высоких гражданских ценностях нужно говорить, но в особом, камерном, контексте. Я очень боюсь вульгаризации. Дети же очень чувствуют личность педагога. Педагогический процесс — это не только трансляция знаний — это трансляция личности. Если личность устраивает слушателей, то только тогда они будут принимать все, что она скажет. Вот этой трансляции личности пока нет в школах. И пока ее нет, нельзя такой тонкий предмет, как этика, вводить в программы. Я боюсь, что он будет скомпрометирован».
Но Министерство образования эти предостережения, похоже, не смущают. Более того, планируется, что со временем школьники смогут глубже познакомиться с морально- этической и религиозной проблематикой на специальных факультативах по выбору (необязательных для всех учащихся занятиях). На днях Министерством образования и науки Украины была создана специальная комиссия, которой и предстоит определить содержание новых курсов по этике веры и религиоведению. Это — первый шаг к выполнению поручения Президента «относительно преодоления морально-духовного кризиса общества» и предложения ввести в новом учебном году уроки веры. Теперь Министерству предстоит выработка концепции курсов, написание новых программ, создание учебников и пособий, а также подготовка соответствующих кадров. И на все про все остается меньше месяца.
В комиссию по выработке концепции курсов входят представители от ученых, педагогов, философов, а также различных христианских конфессий. Легко ли привести видение каждого к единому знаменателю? Думается, непросто. К тому же сегодня многие из членов созданной комиссий находятся в отпусках и следовательно никак не могут продвигать решение вопроса. Министр же своим приказом объявил о введении факультативных курсов по морально-этической проблематике уже с нынешнего учебного года (вроде бы выполнил пожелание Президента), но с оговоркой, что факультатив заработает только там, где имеется кадровое и учебно- методическое обеспечение.
Сейчас в научно-методическом центре Министерства образования и науки специалисты занимаются экспертизой уже созданных на территории Украины программ по предметам духовной направленности. Начиная с 1992 года в общеобразовательных школах Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей решением органов местного самоуправления в экспериментальном порядке стали изучать «Основы христианской морали». На сегодня предметы духовной направленности («Христианская этика», «Христианская культура», «Основы православной культуры Крыма», «Основы мусульманской культуры Крыма») изучаются более чем в четырех тысячах школ страны, то есть почти в каждой пятой школе Украины. Этими предметами охвачено 356 тысяч школьников, что составляет 7% от общего количества учащихся всех наших школ (в данных случаях — это все еще эксперимент, а не предмет из школьной программы). Нужно ли торопиться с охватом остальных, не имея достаточно времени для создания нормальных условий для занятий по новомодной тематике?