Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Я научилась ждать»

25 октября у Юлии Ткаченко — бенефис
25 октября, 2003 - 00:00

За 53 года работы в труппе франковцев Юлия Семеновна сыграла сотни ролей. Но этапными в творческой судьбе актрисы стали: Елена Квитка — «Талант» Старицкого, Судьба — «Лесная песня», Мать — «Боярыня», Кассандра в одноименной пьесе Леси Украинки, Елена Карповна — «Грех» Винниченко, Екатерина — «Рождественская ночь» по Гоголю, Душа — «Сны по Кобзарю» по Шевченко, Клер Цаханасян — «Визит старой дамы» Дюрренматта, леди Хеф — «Бал злодеев» Ануя, Фанни — «Премьера» Кромвелла и др.

Накануне бенефиса мне удалось дозвониться к виновнице будущих торжеств и задать Юлии Семеновне несколько вопросов.

— Юбилей у вас был летом, а праздновать решили спустя почти три месяца? Почему для бенефиса вы выбрали «Бал злодеев», а не легендарный «Визит старой дамы» или «Премьеру»?

— Я родилась 25 июля — время отпусков, «мертвый» сезон. Поэтому решила юбилей перенести на осень, когда вернутся на сцену коллеги, и уже тогда отметить свое 75-летие в тесном франковском кругу. В прошлом году «Визит старой дамы» на свой бенефис играл мой партнер Степан Олексенко. Зачем повторяться? Остановилась на ануевском «Бале злодеев». Это симпатичная комедия. Я играю холеную аристократку, приехавшую на курорт. Она скучает, ищет приключений, попадает под прицел аферистов. Хотя спектакль не очень новый (мы его играем уже пятый сезон), но его любят зрители.

— На премьере в «Бале злодеев» вместе с вами играли и сын — Лесь Заднипровский (Петербоно), и внук — Назар Заднипровский (Густав). На бенефисе тоже выступят все представители вашей актерской династии?

— У меня нет дублерши в этом спектакле, а Лесь играл в паре с Остапом Ступкой, а в другом составе выступали — Петухов, Богданович и мой внук Назар. Однажды Степан Олексенко заболел. Долго не мог играть, и со временем их дуэт с Лесем распался. Хотя мне жаль. Они очень хорошо играли. На бенефисе нашу династию будем представлять я и Назар.

— В вашей семье «разбор полетов» после спектаклей ведете?

— Мы высказываем свои впечатления, но никогда не вмешиваемся в процесс рождения роли. Ни сын, ни внук не докучают советами мне, а я им. Мы все самостоятельные личности. Я могу подсказать, если они просят, в чем-то помочь. Могу и покритиковать, но сын и внук — профессионалы, мы говорим на одном актерском языке. — В каком спектакле состоялся ваш дебют?

— Это была постановка Гната Юры «На грани ночи и дня» Якобсона. Я играла Невесту, а моими партнерами, исполнявшими главные роли, были корифеи — Наталья Ужвий и Виктор Добровольский. Думаю, что справилась, поскольку вскоре мне поручили сыграть Шурку в горьковском «Егоре Булычеве и других» (режиссер М. Крушельницкий). Наш спектакль понравился зрителям, его высоко оценили и критики.

— Юлия Семеновна, а с Михаилом Заднипровским, своим мужем, вы познакомились в театре? Вместе играли на сцене?

— Мы познакомились на вступительных экзаменах в Киевском театральном институте, а в театр попали по распределению и уже семейной парой. Поженились на втором курсе. Учились у прекрасного педагога Владимира Бертольдовича Вильнера. Вы знаете, удивительно, но мы с Михаилом редко были партнерами. Даже трудно припомнить. Всего несколько спектаклей: «Правда и кривда», «Недопетая песня», «Память сердца».

— Многие женщины, особенно актрисы, подойдя к «бальзаковскому» возрасту, очень болезненно это переносят: депрессии, уменьшается количество новых ролей. У вас был такой слом?

Я научилась ждать. Но если судьба предоставляла шанс, то старалась выложиться до капельки. Например, я могу понять свою героиню Фанни из «Премьеры», поставленную молодым режиссером Александром Билозубом, ее страх лишиться сцены, депрессивные срывы, поиск выхода на дне бутылки. История Фанни — это трагическая жизнь известной бродвейской звезды 30—40-х годов Лоретти Тейлор (любимой актрисы Тенесси Уильямса). У меня возрастной ломки не было. Переживать, что годы уходят, — смешно. Нужно не комплексовать и находить в каждом возрасте что-то хорошее.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ