Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Якорь безопасности»

Каким видит Германия путь Украины в НАТО и ЕС?
18 сентября, 2008 - 18:15
ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ВИКТОРОМ ЮЩЕНКО АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ ЧЕТКО ЗАЯВИЛА, ЧТО НИКТО, В ТОМ ЧИСЛЕ РОССИЯ, НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВЕТО НА ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЛЮБОЙ СТРАНЫ К АЛЬЯНСУ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

В последнее время эксперты многих стран делают прогнозы относительно перспектив получения Украиной и Грузией Плана действий относительно членства в НАТО в декабре этого года на встрече министров иностранных дел Альянса. С одной стороны, звучат прогнозы, что шансы Украины получить ПДЧ увеличились в связи с событиями в Грузии. С другой стороны, говорится о том, что, наоборот, — шансы Украины ухудшились, но зато выросли ее шансы относительно интеграции в ЕС. В прошлых номерах «День» подавал точку зрения польских экспертов, которые по большей части были сторонниками того, что российско-грузинский конфликт на Южном Кавказе улучшил шансы Украины. И они выражали надежду, а это еще было до распада демократической коалиции в Украине, что принимая во внимание это, НАТО должно предоставить Украине ПДЧ.

Не совсем простая в этом плане ситуация в Германии, канцлеру которой Ангеле Меркель не понравились неадекватные действия России на Кавказе. С одной стороны, канцлер четко заявляет, что никто, в том числе Россия, не имеет право вето на присоединение любой страны к Альянсу. С другой стороны, Германия поддерживает западный вектор Украины и выступает за то, чтобы отношения между Украиной и Россией были стабильными. Вместе с тем, в отличие от США и Великобритании, которые безоговорочно поддерживают идею предоставления Украине ПДЧ, не высказывает мнение по этому поводу.

Вместе с тем, как объяснил украинским журналистам один представитель немецкого внешнеполитического ведомства, Украина занимает важное место в политике Германии. Она является вторым после России торговым партнером Германии на постсоветском пространстве. Кроме этого, Украина занимает важное место в энергетической сфере, поскольку одна треть немецкого импорта энергоносителей идет через Украину.

Отметив, что Германия рассматривает НАТО как основную опору внешней политики и то, что США для нее являются стратегическим партнером, дипломат сказал, что Альянс обеспечивает безопасность в Европе в последние 60 лет и является «якорем стабилизации» не только для Европы, но и для других регионов.

И отвечая на вопрос, почему Альянс не хочет дать Украине возможность зацепиться за этот якорь, он сказал, что на саммите в Бухаресте «мы дали Украине обещание, что она станет членом НАТО». И отношения Украины и Альянса приобрели новое качество. Вместе с тем, дипломат отметил, что для получения ПДЧ нужно выполнить много условий. В частности, консенсус среди политической элиты Украины, потому что не только многие украинцы являются оппонентами вступления Украины в Альянс, но такого консенсуса нет и среди руководства страны.

Комментируя вопрос относительно распада коалиции, представитель дипломатического ведомства сказал, что Берлин также заинтересован в том, чтобы Украина имела дееспособное правительство и стабильное политическое большинство. Это нужно для реализации программ экономических реформ и проведения конституционной реформы. А без функционального правительства это невозможно сделать, отметил дипломат. При этом он сказал, что Германия будет сотрудничать с любым правительством, добавив, что это правительство должно четко разделять позицию Берлина и Брюсселя относительно непризнания Южной Осетии и Абхазии, иначе это может привести к ухудшению отношений между Украиной и ЕС.

Кроме политических условий, по его словам, НАТО принимает во внимание такой фактор, как добрососедские отношения Украины со своими соседями и отсутствие территориальных споров. «Членство в НАТО, — отметил дипломат, — должно стать вкладом страны в повышение безопасности Альянса в Европе и регионе».

Именно поэтому, подчеркнул он, в Бухаресте было принято решение только об интенсификации диалога, оценка выполнения которого Украиной будет дана в декабре. Сейчас, по его словам, рано говорить, какой будет эта оценка, но «мы заинтересованы, чтобы в декабре было достигнуто единство позиции среди членов НАТО по этому вопросу», поскольку консультации на эту тему еще продолжаются.

Дипломат признался, что события на Кавказе заставили Германию задуматься о политике соседства и о том, достаточно ли инструментов у этой политики для стабилизации соседских отношений. Поэтому по инициативе главы внешнеполитического ведомства сейчас в Европе думают о широком аспекте стабилизации в Черноморском регионе, поскольку в европейской политике безопасности эти моменты учтены неадекватно. Эти вопросы будут рассматриваться на заседании Европейской Комиссии, которая разработает рекомендации относительно формирования отношений с нашими соседями. В этом пакете предложений по восточному партнерству будет учтена ситуация, сложившаяся на Южном Кавказе.

На взгляд немецкого дипломата, не исключено, что для этой цели может понадобиться Пакт стабилизации, подобный тому, который был разработан для Балкан. Он также напомнил, что Турция предлагает создать в этом регионе платформу стабильности для примирения трех стран. И эта идея также находит поддержку со стороны ЕС.

Дипломат считает, что невозможно говорить о стабильности и безопасности в Европе без России, без которой невозможно решить многие вопросы и тем более, если она против. Но, вместе с тем, он отметил, что это не означает права вето России на приглашение Украины в НАТО. В Германии объясняют негативную реакцию России на расширение тем, что Москва считает, что Вашингтон руководит НАТО, и рассматривает процесс расширения НАТО как ослабление своих позиций. А что касается расширения ЕС и привлечения к этому объединению разных стран — в этом Россия не видит для себя угрозы.

В Берлине считают, что процесс сближения Украины и ЕС не зависит от процесса интеграции в НАТО. Это два различных процесса. С точки зрения немецкого дипломата, недавний саммит Украина — ЕС был шагом вперед в развитии отношений между Брюсселем и Киевом. Хотя Киеву и не были предоставлены перспективы вступления в ЕС, принимая во внимание главным образом внутриевропейские обстоятельства, после подписания соглашения об ассоциации и при его успешной реализации Украина получит большие возможности. На взгляд дипломата, подписанный в Париже пакет договоренностей привлекателен не только для ЕС, но и для Украины, несмотря на то, что не все ожидания Киева подтвердились.

Другой немецкий эксперт считает, что к названным выше условиям, выполнение которых необходимо для присоединения Украины к НАТО, нужно прибавить «окно возможностей», другими словами, благоприятных обстоятельств, при которых возможно вступление страны в Альянс. С точки зрения этого эксперта, при нынешних условиях в НАТО не вступила бы Эстония. Эксперт считает, что новые «окна возможностей» могут появиться в случае демократизации России. Таким образом, получается, что Украине нужно всегда быть готовой к возможностям, которые появляются. Но до того ли нынешней политической элите Украины, сцепившейся в новой борьбе за власть?

Мыкола СИРУК, «День». Берлин
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ