За достаточно короткий период — три недели — Германию посетили Президент Виктор Ющенко и премьер министр Украины Виктор Янукович. Характерно, что 28 февраля Виктор Янукович осуществлял однодневный визит в соответствии с директивами, которые были подписаны украинским Президентом. Во время его первой поездки в Берлин речь шла о евроинтеграционных перспективах Украины и о расширении экономического сотрудничества с Германией. Если Ющенко имеет большой багаж неоправданных ожиданий и нереализованных возможностей, то Янукович, который начал с «низкого старта», относится к разряду тех политиков, которые могут развиваться и получать голоса на Западе, при едином условии, если за словами будут дела. «День» подает два мнения, где анализируется потенциал украинского премьера: старейшины журналистики Богдана Осадчука, который живет в Берлине, и самой влиятельной немецкой газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», которая считается настольной газетой христианских демократов, лидером которых и является Ангела Меркель. Немецкое издание подается в сокращенном виде.
В Берлин, впервые после назначения на должность премьера Украины, прибыл с официальным однодневным визитом Виктор Янукович. В его окружении — министры экономики, энергетики и охраны окружающей среды. К сожалению, время для визита было выбрано не самое лучшее, потому что среди представителей немецкой «большой» коалиции христианских демократов и социал-демократов идет ожесточенная борьба за охрану материнства и опеку над малолетними детьми. И хотя до выборов еще далеко, обе партии расценивают эти дебаты как завоевание процентов в будущей борьбе за голоса избирателей. Кроме того, продолжается конфликт относительно министра иностранных дел Франка Штайнмаера по делу турецкого беженца Курназа. В то же время госпожа Меркель встревожена, что не все получается так, как она себе представляла в преддверии немецкого руководства в Европейском Союзе. Ее раздражает конфликт с французскими производителями суперсамолета Airbus, а в первую очередь — польская оппозиция в деле Европейской конституции и постоянное вето Варшавы в отношениях ЕС с Россией.
Ожидания относительно Януковича не слишком приятны. В Давосе несколько недель назад Меркель его избегала, и только перед «украинским обедом» выехала со швейцарского курорта. А в немецком общественном мнении все еще доминирует негативное мнение о «главном» фальсификаторе президентских выборов 2004 года в Украине. Здесь все еще господствует культ Ющенко как «жертвы», хотя в последнее время заметно повышение рейтинга Юлии Тимошенко за счет Президента. Янукович до сих пор на этом не «заработал». В политических кругах немцев, занимающихся украинскими делами, разгораются дискуссии на тему: кто руководит политикой правительства — Янукович, Ахметов или Клюев? Никто здесь не может ответить на этот вопрос. Кто-то надеется, что встреча с Януковичем в фешенебельной гостинице «Адлон», где с успехом выступала Юлия Владимировна, позволит разгадать загадку об иерархии в лагере «Регионов». Вероятно, для этого будет отведено слишком мало времени, так как Янукович не хочет длинной дискуссии с журналистами.
Путь к восстановлению немецко-украинских отношений прочистил Президент Ющенко. Его неформальный, рабочий визит состоялся в приятной атмосфере. Таким образом, закончилась длительная молчанка между Берлином и Киевом, которая была прервана осенью прошлого года блестящим выступлением Юлии Тимошенко. Но «железная леди» оппозиции, как ее называют немецкие журналисты, не могла заполнить пустоты, наступившей после катастрофы оранжевой революции. Фигура Виктора Януковича осталась одиозной, свидетельством чего являются фотографии и статьи, довольно-таки часто появляющиеся в немецких средствах информации во время ожесточенной борьбы между «оранжевыми» и «бело-голубыми». Был и немецкий восторг от украинской революции — несмотря на некоторые недоразумения, вызванные «визовой аферой», такой всеобщий и искренний, что нормальный переход к восприятию фигуры Януковича для здешнего общественного мнения является непростым и нелегким.
Благодаря усилиям нынешнего украинского посла в Берлине, вдумчивого и деликатного дипломата Игоря Долгова, политическую блокаду удалось в конечном итоге разорвать, и сделал это 8 февраля Виктор Ющенко в канцлерском правительстве, расположенном поблизости от того места, где после 1918 года стоял дом посольства Украинской Народной Республики и Гетманской державы. Ангела Меркель, которая может быть очаровательной, тепло и радостно улыбалась Ющенко. Это сразу «растопило» сердце серьезного, а иногда и хмурого лидера Украины. Ющенко — о чудо — даже улыбнулся.
Но дело не в улыбках, а в конкретных действиях. Былое время застоя отчасти было спровоцировано, кроме упомянутой дезориентации поступками Ющенко относительно Януковича, еще более давними разладами. Одним из них было появление на месте опытного дипломата Пономаренко новоиспеченного посла не из старых кадров Зленко, Удовенко и Тарасюка, а из недипломатического корпуса. Это был предприниматель Фареник, владелец строительного концерна, действующий главным образом в Средней Азии, ловкая, интеллигентная личность, близкая к кучмовскому клану. Он быстро выучил немецкий язык, хотя говорил на нам нескладно, без согласования грамматики. Немцы долго ожидали его признания. Был учтивым, но осторожным. Самые большие надежды связывали с ним коммерческие и промышленные круги Германии. По той линии Украина могла многим воспользоваться. Но карьера посла закончилась вместе с президентурой Кучмы. Когда Фареника вызвали отчитаться в Киев, то сразу ему было запрещено покидать пределы Украины. Это немного напоминало методы сталинского режима 1937 года. После этого — неожиданный эпилог. Когда запрет был снят, Сергей Фареник отправился в Москву. Но правительственные круги до сих пор на эту тему не сделали никаких заявлений, а также — никаких объяснений. Такая вот хромая украинская демократия. На одной ноге ходит хорошо, а на вторую хромает.
Шло время, посольство в Берлине оставалось без руководителя. Я высказывал мнение, чтобы вернулся Пономаренко. Тарасюк считал, что это невозможно. Но был прецедент у поляков: после посла-недотепы Варшава во второй раз прислала в Берлин Анджея Бирта. В Киеве решили иначе, и однажды причалил к берегам Шпрее Игорь Долгов, который перед дипломатической карьерой занимался наукой в сфере востоковедения. Он не любит громких слов и работает в духе традиционной дипломатии. Имеет неплохую, почти полностью обновленную команду. Как профессиональный дипломат, держится в стороне от украинской войны в наивысших эшелонах власти в Киеве. И это хорошо, это свидетельствует о том, что Украина становится нормальным европейским государством.
ОНИ СКАЗАЛИ
«Мы дали понять, что Евросоюз пребывает в стадии переваривания расширения. И когда мы ведем переговоры об усиленном соглашении, это свидетельствует о том, что Украина занимает особое место в отношениях с ЕС», — Ангела МЕРКЕЛЬ.
«Мы получили сигнал, что двери ЕС открыты для Украины. И это будет изложено в новом соглашении на будущие 10 лет», — Виктор ЯНУКОВИЧ.