Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Йошка ФИШЕР: Украина не должна стать предметом спора между Россией и Европой

12 октября, 1996 - 19:55

Бывший министр иностранных дел Германии Йошка ФИШЕР является сторонником интеграции Украины в ЕС. Неслучайно он был одним из немногих европейских политиков, которые во время оранжевой революции лоббировали организацию миссии ЕС в Украину во главе с Хавьером Соланой. В интервью «Дню» он объясняет, почему Украина важна для Европы и что может сделать Брюссель с одной стороны, а Киев — с другой, чтобы приблизить для нашей страны европейскую перспективу.

— Господин Фишер, как известно, у вас были сомнения, что Лиссабонское соглашение может быть быстро ратифицировано. Изменилось ли ваше мнение после того, как ирландцы проголосовали за соглашение и польский президент Лех Качинский вчера подписал это соглашение?

— Действительно, сейчас осталась только подпись чешского президента Вацлава Клауса. Я убежден, что это будет сделано в очень короткий период. Поэтому Лиссабонское соглашение может вступить в силу.

— Вы считаете, что нет надобности оказывать давление на Клауса, чтобы он подписал соглашение как можно скорее?

— Я думаю, что сейчас все в руках тех, кто отвечает за окончательное завершение процесса в Чешской Республике и Брюсселе.

— А может ли, по вашему мнению, первым президентом ЕС стать Тони Блер?

— Я не имею ни малейшего представления. Это не от меня зависит.

— Но ведь вы недавно в одном из интервью признались, что сейчас в Европе нет людей со стратегическим мышлением. Может ли быть Блер таким человеком?

— Не знаю. Таким образом вы у меня не получите информации. Я вне политики и не комментирую Блера или кого-либо другого.

— Как вы знаете, 9 ноября будет отмечаться 20-летие падения Берлинской стены. По-вашему, понимают ли сегодняшние находящиеся у власти политики важность этого события?

— Это было 20 лет назад. Поэтому важно посмотреть назад и вперед. Я думаю, что объединение Германии было и продолжает оставаться успехом. Объединение Европы, расширение ЕС также было успехом. И теперь мы должны двигаться вперед. Вообще, я считаю, что Европа после холодной войны является до сих пор для всех нас вызовом. Мы должны работать очень тяжело, чтобы иметь европейский порядок, основанный на такой решимости и верховенстве права.

— А полная Европа или полностью объединенная Европа будет включать Украину?

— Я думаю, что Украина нуждается в открытых дверях. Это очень важно. Такие же дебаты мы вели с поляками, которые просили: назовите нам дату. Но все упирается в действенность правления. Если будут проведены внутренние реформы, если будет увеличиваться конкурентоспособность и верховенство права будет базироваться на суверенных институтах, тогда можно будет ставить этот вопрос.

Я считаю, что независимость и суверенность Украины очень важны для Европы. Во-первых, это краеугольный камень Европы после холодной войны. Во-вторых, Украина должна улучшить свою деятельность.

— Поскольку вы участвовали у саммите Ялтинской европейской стратегии YES в Ливадийском дворце и видели выступления трех кандидатов в президенты Украины, не могли бы вы сказать, кто из них является лучшим для Украины и, в частности, для интеграции в европейские структуры?

— Все они отличные кандидаты. Но сами украинцы должны сделать свой выбор.

— Тогда перейдем к другой теме. В Германии формируется новая коалиция между консерваторами и свободными демократами, будет ли она уделять больше внимания Украине и будет ли поддерживать ее в отличие предыдущей широкой коалиции?

— Я надеюсь, что они улучшат отношения между Германией и Украиной. Но это будущий вызов. Я не хочу критиковать предыдущее правительство. Но считаю и хочу повторить себя — независимость и суверенитет Украины являются краеугольным камнем европейского порядка, который сформировался после холодной войны.

— Многие немецкие политики и парламентарии считают важным, чтобы Украина как демократическая страна достигла успеха и на своем примере показала россиянам преимущества демократии. Что, по-вашему, должна сделать Германия и ЕС, чтобы помочь Украине провести реформы и достичь успеха?

— Во-первых, это вызов лидерам внутри Украины. Никто этого извне не может сделать, только сами украинцы. Во-вторых, должно произойти улучшение отношений между ЕС и Украиной. Это не направлено против кого-то. Я считаю, что Украина не должна стать точкой спора между Россией и Европой. Мы должны улучшить наши отношения. И здесь многое нужно сделать. Это экономические отношения, торговля, инфраструктура, институты. Европа может действительно сделать вклад в эти сферы. Особенно это касается непосредственных соседей Украины. Польша активно сотрудничает с Украиной, Германия тоже может помочь. Можно назвать и скандинавские страны. Я думаю, что это хорошие возможности для вашей страны. Но, опять же, ключевым фактором будет самоотдача украинских политиков.

— Как известно, Германия сотрудничает с Россией в рамках партнерства по модернизации. А почему подобного партнерства нет между Берлином и Киевом?

— Это должно обсуждаться. Почему бы и нет. Но я не принимаю решений.

— Поскольку вы участвуете в конференции международных редакторов «От Киото до Копенгагена», не могу вас не спросить, каким будет результат саммита по изменениям климата, который состоится в столице Дании в начале декабря?

Это будет тяжелый вызов, но я надеюсь на лучшее.

Мыкола СИРУК, «День», Копенгаген
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ