Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Юбилей не для узкого круга

По случаю 60-летия Национального музея Тараса Шевченко открылась выставка личных вещей гения и... решился земельный вопрос
23 апреля, 1996 - 18:37

В ноябре прошлого года Виктор Ющенко подписал Указ «О праздновании 60-летия Национального музея Тараса Шевченко». Как указывается в документе, «учитывая значительный вклад Национального музея Тараса Шевченко в дело сохранения, изучения и популяризации творческого наследия Тараса Григорьевича Шевченко», постановляется провести целый пакет мероприятий и торжеств, выполнить комплекс работ по ремонту и благоустройству музея и его филиалов, провести определенную научно-поисковую работу, отчеканить юбилейную монету, запустить в обращение юбилейный конверт с маркой, а также решить вопрос относительно закрепления в государственной собственности здания вместе с флигелем по бульвару Тараса Шевченко, где, собственно, размещен музей.

Очевидно, пример Национального музея Тараса Шевченко — один из немногих позитивных, когда распоряжение первых лиц государства выполняется: ныне работники музея в большинстве своем удовлетворены тем, что удалось сделать для того, чтобы отмечать круглую дату. Особенно — решением земельного вопроса.

Сегодня, 24 апреля, Национальному музею Тараса Шевченко исполняется 60 лет. Ныне здесь хранится более 85 тысяч экспонатов-оригиналов (32 тысячи — из основного фонда), которые рассказывают о жизни и творчестве Кобзаря. По случаю празднования юбилея здесь открылась выставка личных вещей Тараса Шевченко. Она — «двукрылая» (размещена по две стороны музея). В одном крыле — личные вещи Кобзаря (живописные и гравировальные принадлежности, обиходные вещи, солдатская рубашка, медальончик с его волосами и тому подобное), во втором — шевченковские пейзажи, которые он рисовал, когда путешествовал в составе археографических комиссий и ездил по Украине, и полотна художников ХХ и XХІ веков, сделанные в «шевченковских» местах (на малой родине Тараса Григорьевича, в Каневе, Седневе, Кочановке и др.). И неизвестно, что больше поражает — то, что смотришь на часы, которые остановились в день смерти Кобзаря в его петербургской мастерской, на его еще почти новую палитру и стульчик, а или то, с какой бережливостью отнеслись к вещам Тараса Шевченко друзья после смерти.

«Голубчик миленький, настоящая душа казацкая, Василий Васильевич! Как Бог даст нашей любимой милой казацкой неньке-Украине дождаться того времени, когда она построит у себя национальное хранилище (музей), то постарайтесь все пожитки Тараса Григорьевича Шевченко — офорты, ящик с инструментами для офортов, ящик с красками, кистями для живописи, роговым шпателем, двумя стальными мастихинами, мольбертом, муштабелем, чернильницей, перьями, карандашами, первой маской, снятой с Шевченко бароном Петром Карловичем Клодом, и хрустальной фляжкой с нарезкой, из которой Тарас Григорьевич пил водочку «збіса добру» — все это, что хранил я у себя после смерти Тараса Григорьевича Шевченко как святую память, — теперь передам Вам, дорогой казак, — отдайте в то хранилище на вечную память кобзаря Тараса», — так писал друг Шевченко Григорий Честахивский Василию Тарновскому, передавая собранные после смерти поэта вещи в его Музей украинских древностей. Собственно, все эти вещи можно ныне увидеть на выставке.

— Тарас Шевченко умер в мастерской в Петербурге. Родственники согласились взять за вещи кобзаря в денежном эквиваленте и чтобы сделать эти выплаты, друзья Шевченко организовали три закрытых аукциона. Не продавались только принадлежности для живописи и его живописные произведения. Украинцы Петербурга, которые тогда группировались вокруг журнала «Основа», решили, что все они останутся у них — таким образом их можно будет сохранить. Они очень дорожили вещами Тараса Шевченко — кто-то взял ложки, кто-то постель... Все его наследство оценивалось в 150 рублей 15 копеек серебром. Самыми ценными были золотые карманные часы (у нас их нет) и часы в дубовой раме из мастерской Кобзаря. Потом эти вещи начали аккумулироваться в одних руках — кто-то кому-то передаривал. Очень много вещей собралось у друга Тараса Григорьевича Григория Честахивского. В 1888 году он передал эти вещи Василию Тарновскому, который был одним из наиболее известных коллекционеров ХІХ века (собрал большую шевченкиану, которая насчитывала более 700 единиц), — рассказала главный хранитель Национального музея Тараса Шевченко Юлия Шеренко.

Как рассказали работники музея, эта часть вещей до 1926 года хранилась в Черниговском историческом музее, когда же в Киеве организовали институт Тараса Шевченко, вещи начали перевозиться в столицу — вещи, живописные произведения, рукописи — все, что было. А 60 лет назад все собралось в бывшем дворце Николая Терещенко. Кстати, в музее — прекрасные условия для хранения, потому что дом, который строился в средние ХІХ века, по словам его работников, имеет уникальную архитектуру и работает по всем современным требованиям: здесь необходимая температура, которая поддерживается целый год без особой помощи, здесь нормальная влажность. Для раритетов на бумажных носителях создали особые условия, а кисти и все другие вещи хранятся в специально сделанных березовых шкафах.

Интересно и то, что еще лет 100—150 назад богатые, образованные промышленники Украины так строили дома, чтобы они легко и не один век могли служить музеями для потомков. Очевидно, один из наиболее известных украинских благотворителей-промышленников Николай Терещенко очень бы порадовался, если бы узнал, что в его киевском дворце в стиле ренессанса на углу нынешнего бульвара Шевченко и улицы Терещенковской, будет размещаться музей Кобзаря. Реликвиями коллекции работники музея считают, в частности, автографы стихотворения «Чи не покинуть нам, небого...» и отрывка из поэмы «Царі», прижизненные издания «Кобзаря» (1840 и 1860 гг.), поэм «Гайдамаки» и «Тризна» с дарственными надписями поэта.

КОММЕНТАРИИ

Василий ПОРТЯК, ученый секретарь Национального музея Тараса Шевченко:

— Мы можем довольствоваться решением земельного вопроса, так как очень долго, и это у нас происходило с боями, мы добивались того, чтобы земля, на которой находится музей и его филиалы в Шевченковском переулке и на улице Вышгородской, была передана в наше постоянное пользование, и чтобы у нас был на это документ. Раньше решался вопрос с музеем на бульваре Шевченко и в переулке Шевченко, но очень долго тянулся вопрос с музеем на Приорке (на улице Вышгородской), где Шевченко в последний раз в 1859 году жил в Украине. Мы провели большую работу над документами, неоднократно обращались к властям... Думаю, что президентский указ и помощь нескольких депутатов привели к тому, что сессия городского совета наконец рассмотрела этот вопрос положительно. Остались формальности — подпись Черновецкого, а сам акт на землю мы уже вот-вот должны получить. Кроме того, чеканится юбилейная монета — думаю, что 24 апреля уже будет результат. Должна быть еще марка... К сожалению, с финансированием ситуация невеселая, но коллектив подготовился к празднованиям — сделал выставку, будут проведены научные чтения, также уже готов путеводитель по музею. Что касается посетителей, то они ныне капризные. Единственное, что наблюдается, — это большой наплыв людей в Шевченковские дни 9—10 марта, несколько дней перед тем и несколько после. Тогда действительно — масса людей, причем это не только организованные группы, но и отдельные заинтересованные лица. Также в рамках празднования 60-летия нашего музея канал «Культура» снял фильм о Национальном музее Тараса Шевченко — его истории, современности, — режиссером которого является Борис Квашнев.

Мирослав ПОПОВИЧ, директор Института философии им. Г.С. Сковороды, академик НАН Украины:

— Изучать и популяризировать Шевченко нужно, поскольку это великая личность, которая должна всегда присутствовать в национальном сознании. Но дело в том, что различные юбилеи — это только способ привлечь внимание. Потом необходимо что-то делать такое, чтобы этот человек воспринимался как наш современник — как человек, как поэт. Все знают его несколько произведений, но расхожий материал сам по себе уже не говорит. Нужно открыть такой материал, такие строки Шевченко в, скажем, поэзии, которые бы говорили сами за себя, говорили, что это великий поэт. Нужно открыть в его живописи неизвестные людям стороны. Например, попытаться популяризировать его рисунок Иисуса Христа — это действительно образец модерна, абсолютно новейшего образа художественного мышления. То есть нельзя просто-напросто отбывать очередные юбилеи. Они сами по себе лишь раздражают, потому что такие напоминания людям приелись, они не создают настоящее впечатление и могут вызывать негативную реакцию. Если действительно идет юбилей, то нужно показать что-то такое, чего раньше люди не знали, а как оно получится — это очень тяжело сделать. Также думаю, что и изучение творчества Шевченко в школе малоинтересно для детей, так как эта программа построена так же, как создавались все предыдущие советские программы. Она воспитательна, не идет через сердце, а идет через напоминание каких-то истин. В этой программе не видно Шевченко как человека с его болью, страданиями — люди не знают, что он умер в 47 лет...

Мыкола ЖУЛИНСКИЙ, директор Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины, академик НАН Украины:

— Национальный музей Тараса Шевченко — это уникальный духовно-культурный центр, имеющий большое значение для популяризации творчества Шевченко, для познания его судьбы, духовного мира. Поэтому я считаю, что празднование таких юбилеев целесообразно и даже необходимо, поскольку привлекает внимание к этому центру культуры. Бесспорно, есть какие-то проблемы, которые необходимо решить, потому вполне понятно, что руководство музея пытается такими юбилейными мероприятиями стимулировать решение той или иной проблемы. Самое главное для них — это отведение земельного участка, это я считаю очень правильным, ведь за ним он должен быть закреплен. Кроме прочего, этот музей имеет большую перспективу, если учитывать, что он имеет статус научно-исследовательского учреждения. Разумеется, там должна проводиться научная работа, а не только экскурсионная деятельность. Я считаю, что сегодня она ведется неинтенсивно и недостаточно... Я убежден, что этот юбилей должен в какой-то степени стимулировать руководство музея и Министерство культуры и туризма Украины к более реальному оцениванию своих возможностей и продумыванию, как дальше должен действовать этот музей, как он должен работать и какая перед ним открывается перспектива.

Оксана МИКОЛЮК, фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ