Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ющенковский призыв

Куда приведет он правые партии: во власть или под власть?
25 декабря, 1999 - 00:00

Временные рамки этого отказа зависят от нескольких факторов. Во-первых, от формирования и существования парламентского большинства, во-вторых, от того, насколько долго продержится правительство Ющенко, наконец, в-третьих, от результатов деятельности этого правительства с учетом всех предстоящих непопулярных решений ради спасения экономики страны.

Тем не менее, на сегодня мы имеем факт поддержки власти со стороны правых, без каких-либо рычагов влияния на эту власть.

Безусловно, брак правых с властью — это брак по расчету. Вопрос в том: чей расчет окажется точнее? Ответ мы получим через два года на выборах в ВР (а может быть и раньше, в случае досрочных выборов в парламент).

С одной стороны, перед глазами пример России, где Союз правых сил (Чубайс, Кириенко, Гайдар), поддержав Кремль, получил режим благоприятствования на недавних парламентских выборах и лихо прошел в Госдуму РФ. (Учитывая нашу странную страсть к российскому политическому сэконд-хэнду, можно задать вопрос: кто в таком случае сыграет роль партии власти в Украине? Очевидно, уже сегодня претендентов прибыло: «Демократический союз» Александра Волкова, Зиновия Кулика, Игоря Бакая и «Батькiвщина» Юлии Тимошенко.)

С другой стороны — собственный печальный опыт (прежде всего Руха), когда союз с партноменклатурой во имя независимости Украины обернулся потерей поддержки значительной части электората и появлением мощной левой оппозиции.

По мнению Юрия Костенко, за прошедшие восемь лет правым так и не удалось изменить сложившийся в народе стереотип о том, что в 1991 году к власти пришли демократы. В результате неуклонного ухудшения социально-экономического положения слова «демократы» и «реформы» стали ругательными, а коммунисты столь же неуклонно набирали голоса на выборах.

Правые так и не смогли противопоставить этому ни внятной и последовательной политической позиции, ни каких-либо продуманных действий, они не смогли даже объединиться, несмотря на неоднократные призывы к объединению, постепенно трансформировавшиеся в некие ритуальные заклинания.

Все предпринимавшиеся попытки такого объединения (в контексте президентских выборов) проваливались, как только речь заходила о выдвижении единого кандидата от правых сил.

Безусловно, сегодня можно понять Виктора Пинзеника, Юрия Костенко, Владимира Филенко etc.: кого же еще поддерживать; как не правительство реформатора?

Можно понять и дальнейшие попытки консолидации в новых условиях (Удовенковский Рух, ПРП и КУН; Учредительный съезд Руха Костенко; сегодняшний учредительный съезд «Открытой политики»). Однако пока угроза применения старой биполярной политической схемы — власть — левые – сохраняется. И при дальнейшем развитии такого сценария, уже сегодня можно заняться поиском очередного красивого объяснения, почему правые проиграли следующие парламентские выборы.

Продолжение темы на стр. "Подробности"

Дмитрий СКРЯБИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ