Мы много слышали о трудностях, подстерегающих в Израиле выходцев из бывшего Союза. Самое печальное в том, что некоренные израильтяне считаются людьми низшего сорта. Представьте себе, что может чувствовать человек, когда ему не с кем даже поговорить по душам. За время своего пребывания на земле обетованной Слава пока не нашел себе друзей. Хотя, как он признается, на это ни сил, ни времени особо не хватало. Все забирала работа. Вставать приходилось в 5-6 утра, чтобы вовремя добраться до места службы. Возвращался домой в 9-10 вечера. И так день за днем.
Прогуливались по городу, и Слава заметил:
— А знаете, так пахнет у нас в лесах. Их специально высаживают, чтобы было чем дышать. Солнце пожирает весь кислород и палит все, что растет. В городах к каждому дереву проложен маленький шланг, иначе все погибнет.
В Израиле многое держится на четко отлаженной Системе. Это такое магическое слово, благодаря которому в супермаркете, например, контейнеры для мусора всегда будут пустыми, потому что такие парни, как Славик, постоянно за этим следят. Из-за той же самой Системы у него из зарплаты ежемесячно высчитывали примерно $80 за питание в гостинице, где он работал после супермаркета.
— А можно я с собой буду приносить бутерброды? — заикнулся было Славик.
— Нельзя. Кто у нас работает, тот у нас и ест!
Система не забывала его и после: на третье место работы его ежедневно доставляла машина.
Многие иностранцы приезжают в Израиль для того, чтобы пройти «курс молодого бойца». Их одевают в военную форму, забрасывают с парашютами или завозят на джипах в пустыню, где они бегают с автоматами и чувствуют себя настоящими «коммандос». В это время их жены и дети купаются в море и осматривают местные достопримечательности.
— В нашем поселке, — рассказывает Славик, — как-то одни вышли погулять и (вот наивные люди!) оставили открытую форточку. Так у них все, что можно, даже цветные карандаши, украли. А переселенец из Прилук «одолжил» ксерокс. Приехала полиция. Поселок маленький, злоумышленников нашли сразу же, нашего земляка депортировали. И что вы думаете? Через две недели он приехал обратно уже со всей семьей, включая престарелую бабушку!
Там благодатная почва для журналистов, освещающих этнические конфликты, так как, по словам моего приятеля, всегда найдется несколько арабов, готовых пошвырять камнями в полицейских, а те с удовольствием стреляют в них резиновыми пулями.
Там, отслужившие в армии люди, могут носить огнестрельное оружие.
Там огромное солнце, которое губит электронику, если рядом с ней нет кондиционера. Там тяжелая, изнуряющая работа, но там и высокая оплата труда. Если ты работаешь, то будешь сыт, обут, одет, будет крыша над головой, и уж никак не придется еле сводить концы с концами. Славик говорит:
— Я элементарно могу купить себе мобильный телефон, хоть он мне вовсе и не нужен. Правда, тогда мне придется ограничить себя в чем-нибудь другом. Там уже почти не встретишь магнитофонных кассет — все заполонили диски.
Молодежь — это будущее. Израильское правительство знает об этом и неудивительно, что политика страны направлена на привлечение молодых. Славик улетел туда со своей невестой. Двумя толковыми людьми в Украине стало меньше. В то время как там царит технический прогресс, созданный отчасти нашими умами и руками, здесь — падает рождаемость и растет смертность. Нас уже не 52 миллиона, как утверждала до недавних пор студия «1+1». Если и дальше будет все так продолжаться, то в недалеком будущем некому будет содержать огромную армию пенсионеров, а потом... Нет, благодатная украинская земля не станет пустынной и безлюдной. Уже сейчас ее захлестнула волна мигрантов из Азии и Африки. Вот такой «равноценный» обмен получается: молодое здоровое поколение уходит, а взамен — героин и неведомые болезни.