За той чертой, за которой оказались наши матери и отцы, бабушки и дедушки, невозможно не только жить, но и существовать. Хотя как ни пытаются то ли сознательно, то ли бессознательно, уже и не скажешь кто (Иван кивает на Петра), загнать предков в могилы постоянными задержками в выплатах пенсий, они живут. Сказывается закалка трудовых десятилетий, за которые государство благодарит... нищенской пенсией.
Из 50 миллионов населения (еще и сегодня всех пытаются убедить, что нас 52 миллиона) 15 миллионов — пенсионеры, о чем прекрасно известно Президенту. И хотя, как считает Леонид Данилович, у двух с половиной миллионов пенсионеров-офицеров пенсии составляют 200–300 гривен, о чем сообщил Интерфакс-Украина, оставшиеся 12,5 миллионов влачат жалкое существование. А каково состояние их детей, не имеющих возможности помочь (опять же из-за невыплат зарплат) и вынужденных наблюдать за вымиранием стариков.
И хотя призыв Президента «жить по карману» адресован парламенту, он непосредственно касается всех. А как жить по карману, когда он пуст?
Заместитель начальника Хмельницкого облуправления социальной защиты населения Николай Дидык сказал корреспонденту «Дня» Михаилу ВАСИЛЕВСКОМУ: «Информацию о том, что пенсии будут выдавать в коммерческих банках, пенсионеры встретили в штыки. И в крупных городах, и в небольших, и в селах. Проблема в том, что среди пожилых людей многие уже не выходят за порог своего дома, они привыкли ждать почтальона... Возьмутся ли банки доставлять пенсии домой? Пенсионеры сомневаются, не случится ли с их пенсиями то же самое, что и с трудовыми сбережениями в Сбербанке? Задолженность по пенсиям в области на первое октября составляет 89,6 миллиона гривен. Месячная потребность — 24 миллиона гривен.
Большинство пенсионеров Херсона — за то, чтобы получать свои деньги из рук почтальонов, которых они считают едва ли не членами семьи: «Главное, чтобы не было задержек», — говорит 72-летний ветеран Петр Болохов. Это пожелание в ближайшем будущем представляется весьма проблематичным. На середину сентября задолженность облуправлению Пенсионного фонда Украины составляла 66 миллионов 549 тысяч гривен. А как дело обстоит сейчас, после широкомасштабного проведения «гражданской обороны»? Корреспондент «Дня» Василий ПИДДУБНЯК адресовал этот вопрос начальнику управления Василию Рылееву. «Сумма задолженности ныне составляет 77,1 миллиона гривень. Восемь районов области еще не «закрыли» апрель», — сообщил собеседник. А по поводу введения системы расчетов через банки сказал: «Система нормальная: много наших клиентов пользуются услугами Соцбанка, банка «Аваль» и других. Главное здесь — принцип добровольности, поэтому нужна смешанная форма получения пенсий, чтобы у человека было право выбора. Другое дело — почтовые сборы. Они в Украине самые высокие среди стран СНГ и составляют 2,7 процента, в то время как в Молдове 1,5 процента, в России 1,6 или 1,7. Почтовики рубят сук, на котором сидят, получая солидные прибыли. Вот почему и разгорелись дискуссии...».
Несмотря на все усилия областной и районных администраций, недоимка предприятий по уплатам в Пенсионный фонд продолжает возрастать. И к началу октября по Харьковской области она составляла уже 184,9 миллиона гривен. Поэтому не уменьшается и долг государства по выплатам пенсий и помощи. Он уже перевалил за 163 миллиона гривен, сообщает кореспондент «Дня» Михаил БИДЕНКО. Это несмотря на то, что большую часть своих долгов предприятия выплачивают натурой, и Пенсионному фонду необходимо реализовать продукцию, превратив ее в деньги, или же навязав пенсионерам зерно, крупы, сахар. Как же относятся люди к реформе в деле доставки пенсий?
Дмитрий Кириллович Миргород, 70 лет, житель села Миргороды Змиевского района:
— Да, завели на нас уже счета в сберкассе. Но эта сберкасса — при сельсовете, в селе Тимченки, три километра от Миргородов. В сентябре я почтальоншу две недели выглядывал, с того дня, как она начала носить пенсию за май. Значит, теперь буду две недели ходить в сберкассу? Близкий свет! Село — это не Киев, у нас телефонов нет, чтобы позвонить и узнать — пришла ли пенсия. А у нас в селе — одни старики по двору топчутся, а в Тимченки сходить — целое путешествие. Я на месте начальства думал бы так: сначала нужно долги отдать, аккуратность установить, чтобы в один день все было — а потом к сберкассам людей приписывать.
Заместитель начальника областного отделения Управления Пенсионного фонда Украины Анастасия Пентик сообщила корреспонденту «Дня» Василию ЗУБАЧУ, что по Ужгороду и району, Мукачеву задолженностей по выплате нет и не было, по области же — 52 миллиона 300 тысяч гривен. «Почта агитирует» против коммерческих банков, потому что защищает интересы своего ведомства, хотя банки, по заявлению нуждающихся, будут доставлять деньги на дом.
Бухгалтер областного отделения Сбербанка Украины Зита Костьо тоже подтвердила, что противники не знают, что пенсию будут при необходимости доставлять домой.
Геннадий Смертин, майор в отставке, житель Ужгорода:
— Плохо, что пенсию платят в два-три приема и по непредсказуемым числам: нельзя ничего спланировать. Мне всегда военное ведомство переводит на лицевой счет. А по почте получать унизительно — стоять, как нищий, в очереди. А в банке, когда хочу — сниму.
Иван Б., пенсионер, наоборот считает, что это в банках надо в очереди стоять...
Степан Пуровций, предприниматель, закарпатский венгр, озабочен судьбой своей матери-пенсионерки:
— Банки — это положительно, если будет свободный доступ к суммам, своевременно перечисляемым. Но если будут ограничения на выдачу — отрицательно. Человек должен свои деньги вовремя получать. А у банков появится приятная для них возможность манипулировать суммами. Дается, к примеру, внутреннее указание произвести инвентаризацию пенсий за месяц, и на это время приостановятся выплаты. В здоровом обществе выдача пенсий через банки — явление положительное. Наше общество здоровым назвать нельзя.
Нина Синегина, заместитель главы Пенсионного фонда в Днепропетровской области:
— В нашей области проживает 1 миллион 62 тысячи пенсионеров — почти треть населения. Пенсионерам ежемесячно выплачивается около 86 миллионов гривен. По старой системе «Укрпочта» взимала с Пенсионного фонда за доставку пенсий 2,5 процента в городе и 3,5 — в сельской местности, то есть около двух миллионов гривен в месяц. Новая система обслуживания для нас будет практически «безболезненной», поскольку банки, обслуживающие пенсионеров, и «Укрпочта» станут рассчитываться между собой по договорам. Не пострадают и пенсионеры. Они, как и прежде, будут получать пенсии на почте, или их принесет почтальон. Для перехода на новую систему обслуживания пенсионеру не надо идти в банк, достаточно написать заявление о своем согласии получать пенсии на почте или — с почтальоном. К сожалению, эти заявления пока написали всего... 962 пенсионера, хотя до 1 января время еще есть.