Сергей ТЕЛЕШУН, доктор политических наук, президент фонда «Співдружність»:
— Сегодня правительство больше не находится в зоне неприкосновенности. Думаю, для стабилизации премьерских позиций будет использована стратегия как экономического, так и политического характера. Имеется в виду не только программа деятельности правительства и подготовка нового бюджета, а, в первую очередь, политическая программа. Последняя будет предусматривать стратегию взаимодействия как с оппонентами, так и с возможными союзниками, которые способны поддержать правительство Кинаха и «подвесить» его на парламентском «крючке» до осени.
Думаю, будет налаживаться сотрудничество с частью депутатских фракций в Верховной Раде. Кроме того, будет проводиться нейтрализация оппонентов на уровне политических технологий. Вместе с этим будут попытки создания систем лоббистов как в парламенте, так и в президентской Администрации, которые смогут поддерживать правительство. Понятно, что такая поддержка будет требовать жертв в виде конкретных должностей, а также определенных экономических схем, которые активизируются осенью в процессе приватизации. Сергей КИСЕЛЕВ, эксперт по экономической политике Международного института сравнительного анализа:
— Судя по всему, голосование по подготовленной правительством программе будет проводиться уже на следующей сессии, т. е. осенью. К тому же, без голосов коммунистов оппозиция будет в «патовой» ситуации, поэтому решающее слово будет все-таки за фракциями, образовавшимися на базе «Единой Украины». В виде компромисса с ними возможен вариант назначения кого-то из представителей финансово-промышленных групп на некоторые должности в правительстве, скорее всего, в экономическом блоке (министра экономики или главы Фонда Госимущества). То есть для обеспечения поддержки правительства будет использована возможность ввода в Кабмин представителей разных групп интересов.
Если сторонникам отставки Кабинета Анатолия Кинаха не удастся осуществить задуманное летом, они возобновят свои попытки осенью. Очевидно, главе правительства придется договариваться с парламентскими политическими силами. Что может быть предметом таких договоренностей? Этот вопрос «День» задал экспертам.
Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:
— На сегодняшний день достоверность высказывания недоверия правительству невысокая. Это связано не только с незавершением процесса перегруппировки большинства заинтересованных сил. Теперь не все понятно как со сценарием на осень, так и со взаимоотношениями между парламентскими игроками и Президентом. А в таких условиях очень опасно разыгрывать «карту» правительства. Однако уже ближе к сентябрю — октябрю на повестке дня может возникнуть вопрос об отчетности правительства относительно выполнения госбюджета за три квартала. И тогда достоверность высказывания вотума недоверия правительства будет очень высокой. Думаю, Кинах может получить шанс «проскочить» и осеннюю ситуацию при условии политической самостоятельности.
Что же касается программы правительства, то, скорее всего, ее судьба будет напоминать судьбу правительственной программы Пустовойтенко. Уже сейчас стало очевидно, что текст и формат программы очень «размыт» и асинхронен президентскому посланию. То есть, даже в публичном пиарном плане этот документ, к сожалению, не срабатывает. Учитывая это, Кинах вряд ли будет настаивать на рассмотрении программы в июле — это было бы политической ошибкой. Намного удобнее — мягко обойти вопрос отчетности и активно готовиться к сентябрю. Сейчас важно подготовить более удачный и концептуально выстроенный документ, положив его в основу договоренностей между депутатскими группами.
Ростислав ПАВЛЕНКО , политолог, исполнительный директор Школы политической аналитики:
— Некоторые шаги в сторону поддержания стабильности премьерских позиций делаются уже сейчас. Скажем, в последнее время усилилась правительственная риторика относительно европейского выбора и реальных шагов в сторону НАТО. Таким образом, демонстрируется готовность правительства шагать в сторону европейского содружества, которая перекликается с президентским посланием. С другой стороны, правительство публично и кулуарно работает с фракциями, которые возникли на обломках «Единой Украины». В частности, на днях Кинах говорил о приоритетности угольной отрасли, которая нуждается в развитии и финансировании. А в условиях, когда «четверка» фактически не имеет большинства в парламенте для того, чтобы высказать недоверие правительству, решающими являются голоса фракций от «Единой Украины». Поэтому подобные «пассажи» правительства можно воспринять как предупредительные стратегические шаги.
Как известно, правительство представило на рассмотрение в парламент проект налогового кодекса, который по многим позициям (в частности относительно реформирования налога на прибыль предприятий, а также проблем с возвратом НДС) очень критически оценивается большинством экспертов. Таким образом, такое представление с предложениями довольно радикальных реформ может быть палкой о двух концах. С одной стороны, реформы нужны, а с другой — это может стимулировать дискуссию и даже поставить под угрозу правительство. Поэтому, думаю, до конца этой сессии правительство будет осторожным и не будет настаивать на голосовании за программу действий правительства. Скорее всего, бурные события вокруг правительства развернутся уже осенью. Поскольку именно тогда, за два года до выборов, под сильные экономические шаги может произойти назначение новых людей. Думаю, в течение этой недели станет понятно, насколько непреклонна позиция правительства. Теперь же все опять ограничится демаршами оппозиции.
Дмитрий ВЫДРИН , директор Европейского института интеграции и развития:
— Сегодня многое зависит от позиции самого премьер-министра. Если он будет пытаться удержаться, используя при этом метод балансирования интересов, закулисные интриги и попытки поиска каких-то аргументов в свою пользу, то удержаться на должности будет тяжело. Однако, думаю, у Кинаха есть неплохие шансы пережить «сложные» времена благодаря присущей ему неконфликтности, корректности и умению учитывать чужие интересы. К тому же его пребывание на премьерской должности теперь устраивает большинство групп интересов. В то же время, как свидетельствует европейский опыт, вражда со многими (а врагов у премьера, как известно, много) лучше влияет на удержание во власти, нежели союз с единицами. Таким образом, «расписание» на политической карте, в крайнем случае до осени, в пользу Кинаха. А впоследствии многое будет зависеть от появления новых игроков и их политического веса. Ирина КУХАР