Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Забытый «ген»

Украина могла бы стать одним из лидеров европейского сувенирного рынка
20 февраля, 2004 - 00:00

ТАРЕЛКА НАПОМНИЛА О ПРАДЕДЕ

У этнографов существует теория, согласно которой тяга к народным ремеслам запрограммирована на генетическом уровне. Подтверждение тому — история одного успешного бизнесмена. Он с завидным постоянством посещал все выставки, где были представлены керамические изделия. «Я сам не понимаю, почему, но могу часами смотреть на эти лакированные тарелки, горшочки, ложки», — признавался бизнесмен. Вскоре же все прояснилось само собой: он узнал, что славу его прадеду принесло не что иное, как изготавливаемая им керамическая посуда. А была она настолько оригинальной и качественной, что гончара Миколу знали в селах за сотни километров. Уточняет «генетические» предположения этнографов и философия самих мастеров. Они полагают, что каждый их продукт «сканирует» биоритмы украинцев. В том смысле, что колорит и ритмика национального рисунка полностью отвечает менталитету. А значит, если в интерьере жилища превалируют не близкие, скажем, мелкие восточные узоры, то хозяин здесь не будет чувствовать себя комфортно.

«ЖИВЫЕ» ШКОЛЫ — «ЖИВЫЕ» ДЕНЬГИ

При всем при этом сегодня Украина, испокон веков славившаяся оригинальностью и продуктивностью своих ремесленников, столкнулась с дефицитом мастеров. И, по подсчетам специалистов, «кульминация» его наступит лет через пять. Почему? Да потому, что те, кто унаследовал технику и подлинные традиции вышивки, резьбы, керамики, — уже пенсионного возраста. При всем желании поделиться секретами с молодыми, сделать это вряд ли удастся. «Живые» школы народных ремесел сегодня можно пересчитать на пальцах одной руки. Для того, чтобы «дело пошло», в каждой области необходимы как минимум 2-3 школы. Но местные власти, как правило, не могут изыскать на это средства. Те же, у кого это получилось, как говорится, дивиденды получили незамедлительно. Например, в Чернигове при одной из галерей открыли мастерскую по резьбе. Вернувшихся из армии юношей — по желанию, естественно, — направляют туда в оплачиваемые ученики. В результате и они работой обеспечены, и область постепенно возвращает себе былые лавры. В Виннице также поступили не менее мудро. Там мастерская по вышивке сотрудничает с местным центром занятости. Механизм подобен черниговскому — девушки получают по 700 — 800 гривен, а вырученные от продажи изделий деньги пополняют местную казну. Впрочем, как ни прискорбно, на этом и заканчиваются позитивы, наметившиеся в этой сфере.

«УКРАИНСКАЯ» МАТРЕШКА

На Международной выставке народных промыслов, которая недавно проходила в немецком Ганновере, Украину представляла матрешка. На вопрос: не вызвало ли это удивления у гостей и организаторов, глава Национального союза мастеров народного творчества Владимир Прядка только разводит руками. «А что на Западе могут знать о нашем народном творчестве?» Международные выставки украинским мастерам, мягко говоря, недоступны: денег на то, чтобы заплатить таможенный сбор, проживание и страховочные, отыскать не удается. Одна печальная выставочная история уже была. В Украине запаковали целый контейнер расписных и керамических изделий и отправили его в Австралию. Непонятно по каким причинам — то ли у нас что-то забыли учесть, то ли за океаном возникли недоразумения, — груз на границе принимать отказались. На доплату украинская сторона уж никак не рассчитывала, посему закончилось все тем, что содержимое контейнера в Австралии раздавали всем желающим. Чтобы не выбрасывать.

КАК ВОЗРОДИТЬ БРЭНДЫ

Тем не менее этнографы убеждены, что Украина могла бы производить брэнды и перебрать на себя немалый процент мирового сувенирного рынка. Как бы это выглядело — демонстрирует пример России. «Я преклоняюсь перед россиянами, — говорит В. Прядка, — за то, что они смогли не только не зарыть в землю свои таланты, но и укрепить народное производство». В Гжели, Палехе, Гусь-Хрустальном — сотни тысяч рабочих мест. Российские власти, дабы сохранить «визитные карточки» страны, освободили эти предприятия от уплаты земельного налога и НДС.

В Украине в принятом два года назад Законе «О народных художественных промыслах» также имеется обнадеживающая формулировка: «государство предоставляет мастерам льготы». Только в Налоговом кодексе об этой фразе забыли, а на двухкратное напоминание о ней со стороны Национального союза мастеров народного творчества отвечали лаконично: ждите.

На то, чтобы сменить курс — от стремительного регресса к постепенному возрождению, — потребуется как минимум пять лет полной свободы от налогов. Например, из 12 предприятий, которые некогда производили в Украине ковры, сейчас не работает ни одно. Похвастаться деятельностью может разве что фабрика художественного ткачества в Коломые. Правда, происходит это исключительно благодаря украинской диаспоре в Канаде и США, куда, кстати говоря, они и отправляют свою продукцию. По виду известной Богуславской фабрики теперь уже не скажешь, что некогда здесь было успешное предприятие. Окна выбиты, батарей нет, уникальные станки и красильни, купленные в свое время за 2 млн. советских рублей, канули в небытие. Говорят, когда сюда попал бывший инженер фабрики, с ним случился инфаркт. Через несколько дней он умер в больнице...

ГДЕ МОЖНО УВИДЕТЬ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

По словам Владимира Прядка, Клембивка (в прошлом всемирно известный центр вышивки) — сегодня Богом забытое село. О былом величии помнят разве что бабушки-дедушки. Давно остановилась Киевская фабрика художественного стекла. Украинский фарфор уже не может состязаться с импортным. Бизнесмены бывшими народно-художественными предприятиями, конечно, интересуются. Но после приватизации, как правило, возродить производство не стремятся. Говорят, причина в том, что, согласно закону, через три года после приватизации предприятия можно перепрофилировать.

Впрочем, когда речь идет о налоговых поблажках мастерам народного творчества, возникает закономерный вопрос: почему именно им. Ведь, в принципе, их деятельность может стать доходным бизнесом: мастер оформляется как частный предприниматель и продает свою продукцию как в Украине, так и за ее пределами. Но творцы с этим не согласны. Мол, торговля — сложная сфера, требующая профессиональных знаний. А значит в данном случае, как и в шоу-бизнесе, нужна раскрутка, пиар и подготовленный рынок. С последним, как считает этнограф Алексей Доля, в Украине возникают немалые трудности. Во-первых, у нас слишком много тех, кто работает «под традицию». Речь идет об экспансии творцов, которые любят сложить две засушенные ветки ели и назвать это народным промыслом, тем самым дискредитируя подлинное украинское искусство. Во-вторых, сегодня отсутствует мода на народные ремесла. А если желающие приобрести изделие и находятся, то почему-то обращаются к итальянским, чешским, испанским производителям. Отчасти происходит это потому, что украинские изделия сложно увидеть. Мастер, если и выходит на рынок, то буквально через час уже вынужден объясняться с правоохранителями. Государственных магазинов, где бы можно было приобрести изделия профессионалов, в Украине практически не осталось. Последний в Киеве — на площади Льва Толстого — совсем недавно сменил бутик импортной одежды.

Можно, конечно, ознакомиться с народным творчеством в музее народно-декоративного искусства, который находится на территории Киево-Печерской лавры. Но в последнее время его сотрудники «сидят на чемоданах». Согласно Указу Президента «О передаче культовых сооружений церквям» со дня на день с территории, принадлежащей церкви Московского патриархата, им придется уйти. Пока, скорее всего, в небытие. Изначально обсуждалась возможность передачи музею здания нынешнего Украинского дома. Теперь говорят о строении, принадлежащем заводу «Арсенал», которое в то же время рассматривают еще и в качестве места для очередного торгово-развлекательного центра.

ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ

Впрочем, среди мастеров народного творчества находятся и оптимисты. Как правило, это те, кому удалось отыскать в себе коммерческую жилку и превратить ремесло в бизнес. Например, кузнец Александр Бартосик начинал работать в примитивной мастерской, которая располагалась в его дворе. Теперь же у него немало оригинальных заказов от клиентов, желающих сделать свое жилье стильным. «Мы, мастера, должны делать себя сами, — рассуждает А. Бартосик, — ведь спрос есть, во всяком случае в моей сфере». По его мнению, многим его коллегам не хватает инициативности и банального желания что-либо делать. Есть же такие, кто сумел применить свои навыки в современных условиях. Становясь частными предпринимателями, они делают, к примеру, современную, но в то же время очень «национальную» одежду. По убеждению А. Бартосика, сегодня не стоит уповать на небеса. «Да, у меня немало трудностей. Но я настроен расширить штат сотрудников и обзавестись еще одной мастерской, для чего, понятно, нужны деньги. Я пытаюсь взять кредит в банке, но пока не удается. Но, наверное, сегодня это проблема многих», — рассуждает он.

Оптимистические нотки можно отыскать и в высказываниях главы Национального союза мастеров народного творчества. «На моей памяти интерес к ремеслам никогда не был стабильным, — рассказывает В. Прядка. — Исходя из моего опыта, в ближайшем будущем все должно измениться к лучшему. Народные ремесла — это основа всего украинского. Если сегодня мы так много говорим о национальной идее и собственной аутентичности, то, наверное, со временем придет и понимание их сути. А именно — того, что очень много настоящего и мудрого скрывается именно в народном творчестве».

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ