Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Забытый вкус Н2О

25 июля, 2000 - 00:00

22% питьевой воды в Украине «по отдельным физико-химическим показателям» не отвечают отечественным стандартам, требующим, кстати, незамедлительной модернизации. Хотя информация, предоставленная нашим корреспондентам в регионах, была оптимистична, как рапорт пионера.

Как сообщили корреспонденту Никите Касьяненко в Симферопольской городской санэпидстанции, местные жители потребляют в целом качественную воду. Санитарный врач Нина Берестень уверила, что пробы воды на качество они отбирают регулярно вместе с работниками водоканала и в этом году нестандартных проб по бактериологическим показателям не было. Не менее бодрым было сообщение столичной санэпидстанции: в июне «вода городского водопровода была безопасна в эпидемическом отношении и безвредна по химическому и радиологическому состояниям, а также отвечала гигиеническим требованиям действующего стандарта...»

Комментируя ситуацию, главный специалист Киевского института коллоидной химии и химии воды им. А.В. Думанского Владимир Скубченко сказал, что уже наступило время посмотреть на эту проблему по-другому. Дело в том, что действующие украинские стандарты просто физически и морально устарели. Разработанные в 70-х годах, когда уровень химизации и урбанизации общества был на одном уровне, они представляют собой нормы и для общества нынешнего, которое в этом отношении сделало семимильный шаг вперед. А о соответствии их стандартам мировым и речи нет. Так, по гигиеническим нормам качества питьевой воды ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), наличие свинца в питьевой воде ограничивается 0,01 мг/л, тогда как мы, украинцы, «позволяем» себе выпить литровую кружку воды, где «дозе» этого элемента может быть в три раза выше — 0,03 мг/л.

Наши стандарты контролируют питьевую воду только по 28 показателям, в то время как наш ближайший сосед Россия делает анализы по 72 пунктам, в том числе и по таким вредным для людей веществам, как кадмий, фенол, стронций, хром, по поверхностно- активным веществам (имеются в виду стиральные и моющие средства, которых в последнее время находят в питьевой воде все больше и больше). Нас же эта проблема как будто бы и не касается.

— Если так, — говорит Владимир Скубченко, — то получается, что нас не касаются и все другие важные вопросы. Представьте идеальную ситуацию — всю нашу питьевую воду очистительные сооружения отфильтровывают так, что она становится хрустально чистой. Однако парадокс: даже после этого к потребителю она поступит загрязненной, причем довольно сильно. По данным Госстроя, 25% водопроводных и 24% канализационных сетей находятся в аварийном состоянии. Это приводит к тому, что в среднем на каждом километре этих сетей случается 2 аварии в год. Как следствие — повторное загрязнение. Т.е., о какой чистой воде может идти речь, если после самой тщательной фильтрации она попадает в такие трубы, что набирает иногда грязи еще больше, чем было до этого!

— Самыми типичными видами загрязнения питьевой воды в Украине являются хлорорганическое, солями тяжелых металлов и азотными соединениями, — продолжил главный специалист Института коллоидной химии и химии воды Владимир Скубченко. А в целом наше население потребляет около 22% воды, не отвечающей действующим стандартам по отдельным физическим и химическим показателям.

На мой вопрос о том, насколько увеличился бы процент, если бы в Украине были применены мировые стандарты контроля за качеством питьевой воды, собеседник только тяжело вздохнул.

Согласно информации Украинского центра госсанэпиднадзора, с началом 2000 года в Днепропетровской и Донецкой областях наблюдается рост заболеваемости вирусным гепатитом А, связанный, собственно, с питьевой водой, по которой он и передается. Тревожные сообщения из Павлограда (Днепропетровская область), где недавно за 10 дней дизентерией Зонне заболело 69 человек, в том числе 61 ребенок (вирус этой болезни тоже передается с питьевой водой). А в Шахтерске в апреле по питьевой воде заражены брюшным тифом 8 человек.

— Есть ли хотя сколь-нибудь положительные вести? — спрашиваю в конце у Владимира Скубченко.

— Скажу следующее: в тех регионах, где используется для питья по преимуществу артезианская вода, проблем почти нет. Это касается Чернигова, Львовщины, Тернопольщины. Я думаю, там и люди живут дольше. А вот в промышленных регионах вкус банальной Н 2 О, думается, уже помнят немногие. ъ

Продолжение темы на 5-й стр.

Евгений БРУСЛИНОВСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ