В том, что вето будет, почти никто не сомневается. И дело даже не в наличии в законе отдельных противоречий. Его главное назначение — предотвратить злоупотребления со стороны исполнительной власти. «Возможно, на следующие выборы эти предосторожности можно будет снять. Но поскольку мы, к сожалению, имеем дело с действующим Президентом и знаем его патологическое неприятие конституционных норм и законов, через которые он легко переступает, мы должны такие предохранители в этом законе расставлять», — заявил «Дню» депутат Леонид Косакивский.
К таким предохранителям можно отнести: возможность ведения предвыборной агитации только после официальной регистрации кандидатов (чтобы действующий Президент не мог использовать, скажем, УТН для нужд своего штаба уже сейчас).
Также снята необходимость участия в выборах 50% избирателей (иначе, по мнению А.Лавриновича, Л.Кучма через определенные рычаги сможет оставаться Президентом пожизненно), считать бюллетени будут все члены избирательных комиссий по очереди (главным аргументом здесь был грустный опыт 221-го округа по выборам народного депутата), запрещен подкуп избирателей, жесткие ограничения введены относительно агитации, запрещено снимать с регистрации подписные листы, подписи в которых повторяются (по словам Л.Косакивского, «власть этим может воспользоваться, чтобы сфабриковать десятки тысяч подписей в поддержку нежелательного кандидата, потом через суд снять его с регистрации).
Как ни грустно, все эти предосторожности вовсе не означают, что выборы действительно пройдут честно. Ведь не все местные чиновники имеют привычку выполнять законы. По мнению первого заместителя председателя ВР Адама Мартынюка, «что бы мы не записали, равных условий не будет». Едва ли не самый большой недостаток закона — отсутствие механизма ответственности за его нарушение. Конечно, предусмотрена ответственность «в рамках действующего законодательства». Но какой закон запрещает кандидату подарить народу перед выборами 39 млн. (по количеству избирателей) бутылок водки? Председатель Центральной избирательной комиссии Михаил Рябец заявил «Дню»: «Закон изобилует различными ограничениями и запретами, за которые ни этим, ни другими законами, не предусмотрена ответственность участников избирательного процесса. Таким образом, избирательный процесс становится неуправляемым». Члены фракции НРУ предложили предоставить Верховному суду возможность снимать с регистрации по предоставлению ЦИК кандидатов, нарушающих законы. Но представители оппозиционных сил решили, что такая процедура может стать средством борьбы с оппозиционными кандидатами.
Ощутимый недостаток закона — необходимость собрать 1 млн. подписей за каждого претендента. Конечно, это позволит отсечь 100 кандидатов, которые, по прогнозу Л.Кучмы заявят о возможности баллотироваться. Но, по мнению многих депутатов, барьер слишком высок, его преодолеют только двое: действующий Президент и представитель наиболее мощной оппозиционной силы. Есть вероятность, что барьер будет уменьшен во время повторного рассмотрения закона уже после вето Президента.