Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заложники пиара,

Каких сюрпризов ожидать избирателям от политических технологов? или
15 июля, 2004 - 00:00


Динамичное начало избирательной кампании фактически дало «официальное разрешение» на использование командами ее участников разнообразных избирательных технологий. Особенностью нынешней гонки является, по мнению экспертов, то, что, по сравнению с прошлыми выборами, избиратели выработали хотя и не значительный, однако довольно стойкий иммунитет в отношении всякой откровенной лжи. По данным социологического исследования, проведенного в июне-июле 2004 г. Центром Разумкова, уже сегодня принимать участие в выборах собираются больше 60% граждан, и почти 81% опрошенных считают, что на выборах будут использоваться «грязные политические технологии» (достаточно широко — 46%, иногда — 35%). С другой стороны, к формированию у избирателей представления о нынешних выборах как о «грязных» в значительной степени причастны некоторые политтехнологи, которые упрямо внушают согражданам такое мнение, и средства массовой информации, которые эти внушения транслируют. Чего стоит по-настоящему остерегаться кандидатам и их политконсультантам, так это искушения использовать технологию разжигания в Украине межнациональной вражды, раскола государства по региональным, языковым и даже религиозными признаками, — последствия такого «пиара» нам всем хорошо известны...

Андрей ЕРМОЛАЕВ , директор центра социальных исследований «София»:

— Прежде всего хочу обратить внимание на тот факт, что, в отличие, скажем, от парламентской кампании 2002 года сейчас очевидна как формальная, так и неформальная несогласованность в поведении ведущих политических групп и, соответственно, тех политических проектов, которые они сопровождают. Это связано с такой особенностью избирательной кампании 2004 года, как очень высокий уровень так называемой предвыборной конспиралогии, т.е. те или иные планы и ходы основных кандидатов становятся известны их возможным союзникам или оппонентам буквально в последний момент. Эта конспиралогия, с одной стороны, приводит к торможению постоянных кулуарных переговоров, уточнений, согласований и тому подобное, с другой — побуждает предвыборные штабы быть всегда наготове, а стороны — к не всегда оправданным шагам.

Сегодня существует также реальная проблема разрыва между политическими событиями, процессами подготовки к выборам, поведением партий и их лидеров и настроениями граждан. Кандидаты сейчас вынуждены в первую очередь апеллировать к избирателям, используя технологии еще советского образца. Например, самовыдвижение Виктора Ющенко (выдвижение якобы от народа, от трудовых коллективов и т.п.) очень напоминает советские технологии, но этот шаг не столько продуманный рационально и предварительно, сколько является вынужденным механизмом агитации. Более того, я думаю, что кандидаты в президенты, несмотря на желание выглядеть европейскими политиками, телевизионными политиками, бойцами политической арены, будут вынуждены активно использовать такой метод времен Горбачева, как «хождение в массы». Это связано с разрывом между политиками и населением, — социологи утверждают, что уровень скептического отношения избирателей к обещаниям кандидатов довольно значителен, поэтому хождение в народ будет как никогда актуальным. Следует также ожидать использование таких технологий, как организация форумов, ассамблей, как региональных, так и общенациональных, с привлечением общественных организаций, актива самоуправления и тому подобное — для того, чтобы продемонстрировать максимальную близость кандидатов к рядовому избирателю. И последнее: очень высоким будет уровень организации информационной кампании, имею в виду, в частности, работу с заготовками, — этот момент очень хорошо отработан в большинстве штабов основных претендентов. Поэтому я не исключаю, что мы будем свидетелями пикантных ситуаций, когда заготовки, которые пролежали в штабах несколько месяцев, будут использованы ради создания «информационных взрывов».

Владимир МАЛИНКОВИЧ , директор украинского отделения Международного института гуманитарно- политических исследований:

— По моему мнению, в нынешнем избирательном процессе можно найти новые, довольно интересные элементы пиара. Во время предвыборных кампаний формирование общественного сознания всегда имеет примеси грязи, поскольку сама идея пиара, в принципе, не может быть чистой, ведь задача политтехнологов — подать «товар» в привлекательном виде, а для этого подходят все средства. В целом общий стиль нынешней кампании является понятным. Ющенко будет подаваться как представитель части Украины, в частности Галичины, Западной Украины и украинского села, Янукович — как представитель Восточной индустриальной Украины.

Александр ЧЕРНЕНКО , эксперт по избирательным технологиям:

— Что касается технологий выдвижения кандидатов в президенты Украины, то сценарий выдвижения Виктора Ющенко — довольно нетрадиционен и нов для Украины. Несмотря на определенные элементы шоу с копированием западных предвыборных стандартов, в принципе, это можно считать удачным стартом избирательной кампании кандидата, хотя несколько прохладное освещение этой акции на большинстве всеукраинских телеканалов некоторым образом свело на нет замыслы организаторов действа. Выдвижение других кандидатов проходило в традиционном для Украины русле. С другой стороны, отдельной технологией является сам факт выдвижения некоторых явно «непроходимых» кандидатов. Можно прогнозировать, что таких участников выборов будет зарегистрировано намного больше, чем сейчас.

Вряд ли эта кампания будет более технологичной, чем, скажем, парламентская 2002-го года, ведь есть четко очерченный круг лидеров. Соответственно понятно, что, например, команда Ющенко из-за отсутствия больших информационных ресурсов будет делать акцент на непосредственном контакте с избирателем (встречи плюс хождение от дверей до дверей, максимальное количество наглядной агитации и тому подобное). Команда Виктора Януковича в этой кампании будет ставить на его волевые качества и успехи и достижения правительства, а также на мощный масс-медийный ресурс. Характерно, что большинство предвыборных программ и лозунгов являются в значительной степени популистскими, выстроенными или на критике действующей системы, или же, наоборот, на подчеркивании экономического роста и улучшения благосостояния. Причем ни один из кандидатов еще не объяснил, как он собирается воплощать обещанное в жизнь.

Олег МЕДВЕДЕВ , вице-президент Всеукраинской лиги по связям с общественностью:

— Первые дни избирательной кампании осветили проблемы моральности политических технологий, показали, что некоторые силы готовы к использованию любых средств ведения политической борьбы, что очень взрывоопасно для нашего общества. Продолжая мысль, следует сказать, что теоретически возможность подписания так называемого соглашения о честных выборах существует, однако нет гарантии, что ее подписанты не будут эти договоренности нарушать в любом случае. Если говорить о возможной в следующие месяцы тенденции к росту критической массы использования грязных технологий, то я все- таки надеюсь, что Президент Украины Леонид Кучма, как опытный политик, пресечет попытки поставить эти вопросы на повестку дня. Задача номер один — прекратить использование этой темы в избирательной кампании.

Павел ФРОЛОВ , завлабораторией политического имиджмейкинга, пропаганды и рекламы Института социальной и политической психологии АПНУ:

— Борьба на выборах президента будет идти за информационное пространство, которое создают, с одной стороны, СМИ, с другой — это пространство межличностного общения. Если провластные кандидаты будут делать акцент на использовании в своих интересах СМИ, то оппозиционные силы будут пытаться максимально приблизиться к рядовым гражданам. Наши исследования свидетельствуют о том, что, в конце концов, побеждает именно тот кандидат, о котором продуцируется больше всего позитивной информации, причем эта информация должна продуцироваться прежде всего по каналам межличностного общения. Хочется обратить внимание политтехнологов предвыборных штабов на тот факт, что наши избиратели «сканируют» то, что им дают СМИ, и нельзя считать, что они воспринимают и видят именно то, что им демонстрируют. Значительная часть электората разводит два образа: то, что им пытаются навязать средства массовой информации, и то, какими они считают этих политиков на самом деле. Наши люди довольно неплохо научились читать между строк. Следовало бы также проанализировать предвыборные программы, лозунги и обещания кандидатов в президенты на предмет того, насколько они воспринимаются избирателями как реальные. Сегодня это фактически неисследованная тема и неисследованная проблема. Скажем, как будет восприниматься населением обещание поднять социальные выплаты на 20% — как какая-то подачка или как существенный рост уровня заботы государства о собственных гражданах? Сегодня над этим мало кто задумывается. С другой стороны, слишком высокие обещания также могут восприниматься как нереальные и неосуществимые. Вряд ли предложения нынешних кандидатов являются научно обоснованными и отвечают объективной действительности.

Что касается роли российских политтехнологов, то стоит обратиться к опыту парламентских выборов 2002-го года. Они показали, что присутствие россиян на нашем политическом рынке не всегда оправдано, эффективность их работы иногда существенно уступает качеству наших специалистов, поскольку они иногда совсем не ориентируются в особенностях нашего менталитета. Но говорить, что на этих выборах их присутствие не будет чувствоваться, не стоит, поскольку у кандидатов немало как деловых, так и политических связей с соответствующими кругами в России.

Василий СТОЯКИН , директор Центра политического маркетинга:

— Процесс выборов является высокотехнологичным от начала и до конца. Всем понятно, что у нас сейчас двое основных кандидатов — Виктор Ющенко и Виктор Янукович. С точки зрения использования политтехнологий, выдвижение Ющенко состоялось успешно. То есть Ющенко продемонстрировал окружающим народную поддержку и свою готовность к решительным действиям, он как никогда доходчиво высказывался на Певческом поле, и это был феерический, прекрасный технологический ход. Выдвижение Януковича в этом отношении значительно уступало: и тем, что проходило далеко от столицы, и тем, что выдвигался премьер съездом, который несколько напоминал «партхозактив», то есть приехали люди в пиджаках, галстуках и т. д. Однако в то же время выдвижение Ющенко сопровождалось провалом стратегическим и идеологическим, а выдвижение Януковича с этой точки зрения было выдержано в хорошем стиле. Дело в том, что Янукович заявил, что он поддерживает политическую реформу, он выдвинулся от политической партии, то есть он поддерживает идею ведущей роли политических партий в управлении государством по европейским образцам парламентских демократий. Партия регионов провела съезд не в Киеве, а в регионе, чем продемонстрировала, что соответствует своему названию. И, соответственно, это хороший сигнал к тому, что в будущем парламенте уже не будет бесформенных блоков и коалиций, а будут сильные самодостаточные политические партии. Ющенко же выдвигается не от партии, не от блока «Наша Украина», не от коалиции, он отказывается от партийной поддержки, — это означает, что все, что он говорил о политической реформе, не соответствует действительности. Он не выдержал испытания политической реформой.

Павел БУЛГАК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ