Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Запасные аэродромы» выпускников

Последний звонок — дорога в жизнь или конец иллюзий?
25 мая, 1999 - 00:00

На семейных советах происходит выработка нешуточных стратегий: ведь все больше думается не только об отличных оценках на выпускных экзаменах. Безработица среди молодежи, явная и скрытая — растет, поступления в вузы и техникумы связаны с немалыми финансовыми затратами, и от искренних желаний выбрать себе профессию «по сердцу» 17-летним приходится частенько отказыв аться. Экономическая подоплека диктует многим выбирать то, что выгодно именно сейчас. О далекой перспективе, о том, что «непрестижные» профессии в будущем могут стать остро необходимыми обществу, как-то уже неудобно и мечтать. Фундаментальные науки не развиваются, ранее «стабильные» гуманитарные да и технические специальности не обеспечивают прожиточного уровня, «модными» становятся направления, за обучение которым платить приходится очень дорого, — и в финансовом, и в интеллектуальном смысле. Да, появились люди, которые могут отправить учиться своих обожаемых чад в лучшие вузы мира, с надеждой на хорошее трудоустройство за рубежом или в инофирмах на родине. Да, есть многие, кто может позволить себе и вторую профессию. Но в противовес появились и такие, для которых продолжение обучения в вузе нереально. Беда в том, что их — большинство. Среднее образование, которое раньше было трамплином, нынче становится вершиной образованности для очень многих молодых, кто не может учиться, а начинает так или иначе — зарабатывать, пережив окончание школы как конец иллюзий.

Тем не менее нынешнее новое поколение не хочет упускать шанс. 17-летние, отличаясь куда большей, чем лет десять назад, ответственностью за реальность желаний, целей и их достижения, пробуют поступать в вузы, уже в последних классах школы пытаясь где-то подработать, чтобы обеспечить частичную оплату обучения. Они задумываются и о возможном «проигрыше», когда не хватит балла, подведет волнение, а еще страшнее — попросту у родителей не будет денег, чтобы поддержать заветное желание поучиться именно в этом заведении.

Кирилл СТЕШИВ, лицей с математическим уклоном:

— Я буду поступать в КПИ на одну из экономических специальностей, но если «пролечу» — пойду работать к отцу в компьютерную фирму. За год надеюсь не растерять знания и поучиться практическому программированию. Просто болтаться без дела не хочу, так или иначе буду где- то подрабатывать.

Вячеслав МАТУШИНСКИЙ, обычная школа на Харьковском массиве:

— Я даже и не буду тянуться в вуз — тяжело, и родителям накладно тащить меня еще 5 лет. Пойду в техникум краснодеревщиков: столяр высокого разряда всегда найдет, как и где заработать. Можно и мебель на индивидуальный заказ делать, можно и на фабрику устроиться — не пропаду. Но если по конкурсу не пройду в этом году — попробую поучиться на каких-нибудь курсах, лишняя специальность не помешает, и затраты не такие большие.

Нина ЗАВАЛЬНЮК, гуманитарный лицей на Подоле:

— Конечно, хотелось бы поступить в Институт журналистики, специализироваться на вопросах культуры, светской жизни — газет и журналов сейчас много. Поступить очень тяжело, но даже если провалюсь — буду просто писать, делать свои материалы и предлагать их. Начинать можно по- разному, а если на гонорары смогу еще поучиться на каких- то курсах, будет больше шансов поступить в следующем году. Во всяком случае с умением излагать свои мысли и знанием английского какое-то применение себе найду.

Алиса РУЖКОВСКАЯ, обычная школа на Печерске:

— Я поеду поступать куда- нибудь в провинциальный город, там с киевским уровнем шансов больше поступить с первого раза. Сейчас мы с родителями подумываем о вузе железнодорожном — тут безработица низкая. Если же и это не получится — пойду где-нибудь подрабатывать официанткой, барменшей. Среди моих старших подруг так многие устроились и неплохо зарабатывают. Есть еще вариант — попробоваться в «школу моделей», там все время объявляют набор, может и без высшего образования обойдусь. Музыкальная школа и балетный кружок, я думаю, дают мне неплохие шансы.

Максим ЧАВДАРОВ, языковой лицей на Русановке:

— Я буду поступать на романо-германский факультет Киевского университета. Там конкурс большой, но я уверен в своих силах. Если же напрасно — найду работу переводчиком, подтяну знание компъютера — и начну все сначала в следующем году. Выпускной класс и экзамены очень изматывают, может, и неплохо один год поработать, осмотреться, поискать себе другое применение. Конечно, страшновато, что могу попасть в армию — практически все мои друзья хотят поступить, чтобы не стать солдатами и за годы армии не перезабыть все. Дома мы даже смеялись: если не поступлю — поеду в село, к деду, помогать убирать урожай, ремонтировать дом, — в общем понять все тяготы жизни безработного, который «пашет и вкалывает».

Выпускники планируют свое будущее, продумывая возможные варианты, без желания «отсидеться» за спинами родителей. Здоровый прагматизм им подсказывает, что неудача — это повод посмотреть на жизнь иначе. И попытаться что-то сделать, изменив свою участь в ожидании следующей попытки.

КСТАТИ

Долги растут, но учителя не бастуют

Задолженность по заработной плате учителям общеобразовательных школ за прошлую неделю увеличилась на 473 тыс. грн., сообщает агентство Интерфакс-Украина. Она составляет 423,2 млн. грн. или 2,5 месячного фонда оплаты труда в среднем по стране. На прошлой неделе была погашена задолженность за 1996—1998 годы в сумме 12 млн. грн, однако долги по выплатам текущего года увеличились... на 12,47 млн. грн. Наибольшая задолженность по выплате зарплаты — в Волынской, Тернопольской и Кировоградской областях, где она составляет почти пятимесячный фонд оплаты.

Диана КЛОЧКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ