Указ Президента Украины от 1999 года о реформировании сельскохозяйственного производства в Украине, по выводам иностранных экспертов, подтолкнул настоящую реструктуризацию земельной собственности и внес новый стимул государственной программе размежевания земель и выдачи крестьянам свидетельств о собственности на землю. 40% жителей села уже получили государственные права на землю. Значительным прорывом в процессе земельной реформы стал новый Земельный кодекс, принятый в октябре 2001 года. Он узаконил частную собственность на землю и в принципе разрешил ее продажу. Хотя в то же время было принято решение о пятилетнем моратории на продажу земли. И вот 4 марта Верховная Рада приняла в первом чтении Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины» в отношении продления запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 2010 года. Комментарий Президента Украины по этому поводу «Дню» передала пресс-служба главы государства.
— Как вы относитесь к принятому парламентом в первом чтении решению в отношении продления запрета на продажу земли?
— Очевидно, что речь идет о радикальном свертывании земельной реформы со всеми соответствующими последствиями. Если земля станет объектом купли-продажи в 2005 году, то есть все основания рассчитывать, что село получит дополнительные кредиты по меньшей мере на 8 миллиардов гривен в год.
Это будет означать принципиальный прорыв не только в сельском хозяйстве, но и в развитии банковской сферы, сельхозмашиностроении и остальных отраслях. Экономика страны может в довольно короткий срок качественно измениться.
Господствующая ныне на селе аренда земли — варварская форма ведения хозяйства, которая ориентирует арендаторов на истощение грунтов, скажем, за счет неоправданного увеличения посевов подсолнечника.
Затягивание земельной реформы еще на шесть лет может нанести непоправимый вред украинским черноземам, страна реально может лишиться одного из важнейших козырей в обеспечении международной конкурентоспособности всей экономики.
Необходимо помнить, что речь идет о решении исторического масштаба, которое определит судьбу страны на десятилетие . Сейчас суммарная стоимость украинской пахотной земли оценивается некоторыми западными специалистами в 400 миллиардов гривен. Неизвестно, какой будет оценка после шести лет продолжения хищнической эксплуатации украинских земель.
Что же касается решения парламента, то напомню, что начиная с 1990 года в Украине трижды устанавливалось такое запрещение. Но, несмотря на это, всегда существовал теневой рынок земли, незаконные схемы ее присвоения. И чем дольше затягивается введение рынка земли, тем более процветает «базар земли».
Кому это выгодно?
Простое запрещение не решает проблемы защиты прав крестьян на землю, а наоборот — приводит к нарушениям законодательства, обманам, мошенничеству и злоупотреблениям.
Запугивание скупкой земли — безосновательно. В странах с длительной практикой продажи ежегодно продается не более 1—2% сельскохозяйственных земель. В 1998—2000 годах после выдачи земельных сертификатов в Украине правом их продажи воспользовалось только 0,2% владельцев. Понятно, что на самом деле речь идет о попытке получить голоса будущих избирателей.
— Каковы экономические потери от запрещения продажи земли?
— Такое запрещение искажает суть частной собственности на землю, не давая возможности землевладельцам сполна использовать возможности своей собственности, особенно в плане привлечения инвестиций и кредитов.
В других странах фермеры только на 40% кредитуются под залог продукции, а 60% — под залог земли. Если бы был разрешен залог земли, в прошлом году крестьяне могли бы дополнительно получить кредитов на 8— 12 миллиардов гривен. Без рынка земли, без ее залога они этих кредитов не смогут получить. А это, как правило, долгосрочные кредиты, без которых невозможно техническое перевооружение села.
И только возможность залога и продажи земельных участков усилит желание инвестировать экономику, внедрять механизмы ипотеки.
Отмечу еще раз: это будет прорыв не только в сельском хозяйстве, но и во многих других отраслях. Экономический рост получит второе дыхание. А это и является целью нашей политики.