Вчера в Киевском Доме учителя прошла гражданская панихида по Герою Украины, известному поэту, писателю, философу, правозащитнику, основателю Украинской хельсинской группы Николаю Руденко.
Когда Николай Руденко дарил мне свой футурологический роман «Ковчег Всесвіту», к которому я написал предисловие, он поздравил меня «со вступлением в Третье Тысячелетие — пусть его самый большой кусок достанется Вам лично».
К большому сожалению, ему в Третьем Тысячелетии достался маленький кусочек — неполных четыре года. 19 декабря Николаю Руденку исполнилось бы 84 года. Не дожил. А казалось, свет его страдальческой судьбы будет разгонять темноту сумеречных лет еще долго — был бодр, творчески неспокоен, заряжен интеллектуальной энергией до краев, только зрение ослабело. И так внезапно, что другого объяснения, как нервное потрясение от встречи с родной землей после вынужденной четырнадцатилетней разлуки, он не находил.
Вспоминаю свою первую встречу с Николаем Даниловичем в феврале 1989 года в Нью-Йорке. Угощение было наше, украинское: отварной картофель, кислая капуста, огурцы, помидоры и еще что-то уже американское, но купленное в украинском магазине. Приглашала приветливая Раиса Афанасьевна, я же смотрел на эту хрупкую женщину и не мог себе представить, откуда у нее такая смелость и мужество. Ведь Раиса Афанасьевна тайно выносила после свиданий с осужденным мужем его стихи, которые составили книгу «За гратами». Ее выпустила в свет со своим предисловием неутомимая Надежда Светличная в 1980 году благодаря издательству «Сучасність». Там, в США, я и прочитал эти тюремные стихи 1977—1978 годов, за «освобождение» которых из неволи Раису Афанасьевну осудили на пять лет лагерей строгого режима и на пять лет ссылки.
Мы стояли с Николаем Даниловичем у широкого окна его скромной нью- йоркской квартиры, смотрели на игру огней Манхеттена и молчали. Наконец Николай Руденко тихо сказал: «Я так не хотел ехать за границу! Но после ссылки куда было возвращаться? Киевскую квартиру отобрали, где жить?»
Возможно, тогда Николаю Руденко вспомнилось одно из его лагерных стихотворений с такими строками:
Вигойдую в душі високе небо —
Ранкову синь далекого Дніпра.
Хай чужина живе сама для себе —
Не для мого пера.
Окончательный выбор возвращаться домой, в Украину, Николай Данилович сделал уже тогда, в восемьдесят девятом. В следующем году он в Киеве. И это после одиннадцати лет концлагерей в Мордовии и на Урале, после ссылки в Горный Алтай, после ФРГ и США.
Многих тогда, в 1974 году, поразило и удивило поведение сына донецкого шахтера, бывшего политрука, тяжело раненого боевого офицера, кавалера ордена Красной Звезды, инвалида Великой Отечественной войны, автора более 30 книг, который подверг сомнению перспективность общественно-политических и экономических процессов в СССР. Талантливый поэт — автор десяти поэтических сборников, популярных, очень читабельных романов «Вітер в обличчя», «Остання шабля», «Орлова балка», Николай Руденко неожиданно для тех, кто завидовал его литературной славе, и тех, кто считал его стойкой идеологической опорой коммунистического режима, открыто развенчивает эту систему и обрекает своими аналитическими размышлениями, базирующимися на глубоких научно-экономических исследованиях, на неизбежное самоуничтожение. Не случайно свои размышления о будущем СССР он назвал «Шлях до хаосу». Николая Руденко одни считали неким утопистом-чудаком, который едва ли не единственный на всю советскую Украину проштудировал постранично «Капитал» Маркса и все непреодолимые для обычного человека многотомники «классиков марксизма-ленинизма», другие — человеком на грани безумия, который авантюрно, безоглядно осмелился подняться против тоталитарного монстра, и только некоторые уловили тот свет истины, высокого прозрения, который сошел на этого, как он о себе написал, «немолодого, всего в ранах человека».
Николай Руденко пишет такие научные труды, как «Енергія прогресу», «Кредо єдності», дилогию «Прощавай, «Марксе» и «Здрастуй, Кене», «Гнозис» — предостерегает человечество от нарушения гармонии земли и космоса, разворачивает свое понимание, свое толкование Вселенной как Целого — от Бога, Абсолюта к Человеку, от Макрокосмоса к Мегагалактике. Это был синтез его подвижнических исследований трудов по биологии, философии, политологии и экономике, футурологии и теологии.
Николай Руденко в 1974 году встречается с академиком Андреем Сахаровым, излагает ему свои теоретические обобщения, свою идею прибавочной стоимости, в основе которой — закон превращения и сохранения солнечной энергии, просит знаменитого академика быть научным консультантом в области физики.
Николай Руденко развивал гениальные идеи академика Владимира Вернадского, который обосновал развитие жизни на Земле от биосферы до ноосферы — единого разума Космоса.
Николай Данилович болезненно реагировал на эти ужасные процессы экологической деградации, которыми охвачена наша планета, пытался предостеречь от угрозы тотальной экологической катастрофы. Вместо этого Николая Руденко в 1974 году исключают из Коммунистической партии за «серьезные идеологические уклоны в литературной деятельности», в 1975 году — из Союза писателей Украины, в этом же году — в июне месяце — арестовывают… Коммунистическая система жестоко наказывала за идеологическую ересь. Правда, вскоре отпускают, потому что празднует страна 30-летие победы над фашизмом, а в тюрьме сидит боевой офицер, инвалид войны. 9 мая 1975 года Николай Руденко на свободе, но словно предчувствуя, что это ненадолго, сразу же активизирует как член советской группы «Международная амнистия» работу по созданию Украинской общественной группы содействия выполнению Хельсинских соглашений. Он и возглавил Украинскую хельсинскую группу. Нет уже среди живых ее первых членов — Олеся Бердника, Петра Григоренко, Ивана Кандыбы, Оксаны Мешко, Нины Строкатой, Алексея Тихого, Юрия Логвина, Василя Стуса… Давно уже ушли в другие миры его коллеги по перу Леонид Первомайский, Матвей Талалаевский, Рива Балясная, Григорий Поляцкер и другие украинские писатели еврейской национальности, которых обвиняли в космополитизме, унижали, издевались, арестовывали и сажали в тюрьму. Парторг Союза писателей Украины Николай Руденко отказался подписывать характеристики с такими постыдными обвинениями.
Николай Руденко не мог молчать, потому что верил, что замороженное в себе Слово мертвое; молчание — это самоуничтожение Слова, миссия которого пробивать «физическую оболочку Человека». Поэтому он в концлагере и в ссылке думает, осмысливает, творит. Вызревает труд-предостережение «Шлях до хаосу», оживают благодаря самиздату его «Енергія прогресу» и «Економічні монологи», доосмысливается итоговый философский труд «Гнозис і сучасність (Архітектура Всесвіту)», который отдельным изданием появился только в 2001 году. А написана была книга «Гнозис» как логическое продолжение труда «Енергія прогресу» еще в 1976 году, однако КГБ ее конфисковал, как и все его научные и литературные труды. Этот труд пролежал в архивах спецслужб двадцать лет.
В последние годы своей очень интенсивной творческой жизни Николай Руденко много думал и писал о том, как обеспечить выход Украины и мирового содружества на новые уровни цивилизационного движения вперед благодаря использованию космических источников прогресса, в частности космического излучения — энергии Космоса, которая является продуктом деятельности Первотворца. Николай Данилович приходит к признанию и осознанию Бога как первоисточника и движущей силы прогресса.
«Что касается меня лично, то мою душу вдохновляет идеал Христа: отважно иди на крест ради Вечной Жизни!..» — вдохновенно напишет мыслитель в книге «Гнозис і сучасність». А несколькими строками ниже выскажет и специально выделит свое жизненное и творческое кредо:
«Без страдания не может быть Творчества, без Творчества не может быть Творца. Идеал Христа — страдать вместе с Отцом Небесным во имя Вечного Творчества».
Николай Руденко отстрадал свой земной век. Он пытался сочетать в гармонии землю и космос, человека и Вселенную, предостерегал человечество от ловушки самоуничтожения вследствие техногенного, биогенного или любого другого рукотворного тотального разрушения биосферы и открывал пути ухода от этой ловушки. «Процессы экологической деградации приобретают глобальные масштабы, угрожающие для всей биосферы», — отмечал Николай Данилович и терпеливо доказывал необходимость объединения всего человечества ради «открытия новых, до сих пор непознанных и неиспользованных резервов и возможностей земного Человека».
Уже не встретим мы этого седобородого мудреца в сквере напротив так называемых писательских домов, который медленно, низко наклонив голову и постукивая палочкой, проходил круг за кругом, обдумывая целостную архитектуру Вселенной и «вписывая» в нее Человека.
В стихотворении далекого уже 1978 года Николай Руденко задумывался над тем, «як починав і як скінчити мушу», представлял себя лирником, сердце которого окружили лучистые птицы, будет этот лирник-неудачник жить бездомно, «чужий для всіх на морі і на суші»,
Але помре — і птахи полетять,
Щоб зорями засіять чесні душі.
СПРАВКА «Дня»
Писать стихотворения Николай Руденко начал в детстве, их публиковали пионерские газеты, был победителем конкурса и стипендиатом Наркомпроса, благодаря чему в 1939 году поступил на филологический факультет Киевского университета. Проучился всего два месяца. В партию вступил еще после окончания школы, на шахте, где раньше работал отец. В 1939 году призван в армию (скрыл, что не видит левым глазом). 4 октября 1941 года в первых же боях под Ленинградом тяжело ранен разрывной пулей. Врачи не надеялись, что Руденко будет ходить. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени, шестью медалями. После выхода в 1947 году сборника стихотворений «Из похода» принят в Союз писателей Украины (СПУ). Работал ответственным секретарем издательства «Советский писатель», редактором журнала «Дніпро».
Руденко — автор многих сборников поэзии, романов и повестей, фантастических романов, поэмы «Крест» (о голоде 1933 г.).
Впервые выступил против существующих порядков в 1949 году, когда под видом критики «космополитов» громили и уничтожали еврейских писателей. С 1950 года уже не занимал никаких должностей, добровольно лишившись таким образом всех привилегий советского истеблишмента. В 1974 году за критику марксизма исключен из КПСС. В начале 70-х Руденко включился в правозащитную работу. Имел тесные отношения с московскими диссидентами, был членом советского отделения «Международной амнистии». 18 апреля 1975 года арестован, но еще во время следствия в связи с 30-летием Победы амнистирован как участник Второй мировой войны.
После консультаций с П. Григоренко, О. Мешко, О. Бердником, Л. Лукъяненко, И. Кандыбой, О. Тихим, М. Матусевичем, М. Мариновичем, Н. Строкатой 9 ноября 1976 года на квартире А. Сахарова в Москве Руденко провел пресс-конференцию для иностранных журналистов, где объявил о создании Украинской хельсинской группы. Вскоре были опубликованы ее Декларация и Меморандум №1, в разделе «Типичные нарушения прав человека» были данные о голоде 1933 года, о репрессиях 30-х годов, уничтожении УПА, репрессиях против шестидесятников, список политических лагерей и украинских политзаключенных. 5 февраля 1977 года Руденко был арестован и впоследствии осужден на 7 лет лагерей строгого режима и 5 лет ссылки.
В конце 1987 года Руденко с женой выезжает в Германию, потом в США. Работает на радиостанциях «Свобода» и «Голос Америки». В 1988 году лишен советского гражданства.
В 1988 году Филадельфийский образовательно-научный центр признал Руденко «Украинцем года» — за непреклонную стойкость в защите национальных прав украинского народа и его культуры. В 1990 году он избран действительным членом Украинской вольной академии наук (США). Лауреат литературной премии Украинского фонда культуры им. В. Винниченко 1990 года.
В сентябре 1990 года Руденко вернулся в Киев. Восстановлен в гражданстве, реабилитирован. В 1993 году за роман «Орлова балка» Руденко присуждена Государственная премия им. Т. Шевченко в области литературы. В 1996 году за большой вклад в развитие украинской литературы и за правозащитную деятельность Руденко награжден орденом «За заслуги» III степени. В 1998 году вышли главные труды жизни — книги «Наибольшее чудо — жизнь. Воспоминания» и «Энергия прогресса. Очерки по физической экономии».
Как сообщили «Дню» в секретариате Совета украинских правозащитных организаций, Николай Руденко, умерший на 84-м году жизни, будет похоронен на Байковом кладбище.