Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жажда полнокровности

22 февраля, 2002 - 00:00

Эту удивительную женщину природа, казалось бы, щедро одарила всем: неповторимой волшебной красотой, выдающимся поэтическим талантом, глубоким проницательным умом и еще — несгибаемой волей, скорее присущей сильной половине человечества. Не дала ей судьба только одного — долгой жизни.

В возрасте всего 35 лет Елена Ивановна Телига (Шовгенова), украинский поэт (не любила, когда ее называли «поэтессой», вообще не терпела все «дамское»), активистка культурной Референтуры Организации украинских националистов (Мельника), редактор литературного еженедельника «Литаври», автор двух поэтических сборников, вышедших уже посмертно, «Душа на сторожі» (1946) и «Прапори духа» (1947) — была расстреляна гитлеровцами в кошмарном Бабьем Яру за подпольную антифашистскую деятельность. Вместе с ней был казнен ее муж, Михаил Телига. Произошло это ровно 60 лет назад, 21 февраля 1942 года.

Трагическая, жертвенная судьба Елены Телиги опровергает довольно распространенный еще и поныне лживый исторический стереотип: мол, все сплошь деятели ОУН сотрудничали с оккупантами. Нацизм для Елены был так же отвратителен, как и сталинизм. Высоко развитое духовное национальное чувство питало в ней это отвращение. Патриотизм украинки она выработала в себе годами напряженных моральных усилий — это было непросто. В ее семье об Украине напоминала только картина Куинджи, украшавшая усадьбу отца, Ивана Шовгенова, директора департамента одного из министерств Российской империи.

Она пришла душой к Украине, потому что приняла эту землю и этот язык как свои родные, единственные. И хотя подавляющую часть своей жизни провела в эмиграции (Чехия, где Елена входила в состав знаменитой «пражской квадриги» поэтов, Польша), но и «жажда полнокровности», которую так ценили в ней друзья, выношенные в ее душе принципы национальной «Героической этики» дали ей силы для подвига.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ