Ей повезло: технику давали новую, а ремонтом занимались мужчины. Хотя и наорала, и урожаев насобирала... И сейчас едва ли не все скирды в козлиничевском хозяйстве собраны ее руками. Выбранная случайно, «за компанию», профессия стала делом жизни только для нее одной: все девушки, с которыми училась в ПТУ, давно поменяли место работы. И сама Нина Даниловна Луценко, получив за свой труд самые высокие награды и уважение людей, категорически утверждает, что быть трактористом — не женское дело! Однако и сейчас в Луковском училище, которое она заканчивала, почти три десятка девушек получают «неженскую» профессию. Знали бы они, как по ночам Даниловна стонет...
На Волыни девушек-трактористок раньше готовили в Колковском, Овадневском и Луковском профтехучилищах.
Директор Овадневского Петр Спиридонович Ролюк период массового «восхождения» девушек на трактор вспоминает с ностальгией.
— Мы тогда под эту акцию получили сразу аж шесть новеньких колесных тракторов, а раньше в год выделяли в лучшем случае один. Агитационную работу комсомол, скажу вам, проводил хорошо. Помню, что как-то в один год пришел к нам полностью целый класс! Платили детям хорошую стипендию — 80 рублей (сумма самой высокой вузовской стипендии — Ленинской — ограничивалась ста рублями — Авт. ). Сажали мы девочек на трактор с опытными механизаторами, которые их и учили. Одна из учениц и на республиканские соревнования юных трактористок ездила! Но за 16 лет моей работы главным инженером в колхозе не было случая, чтобы кто-то из них в хозяйстве остался... И сколько в училище работаю, знаю только одну нашу выпускницу, Надю Себий, которой удостоверение тракториста пригодилось: фермерствовала с мужем...
С нового года, мог похвалиться директор, их училище стало профессиональным лицеем. Выше, считает, станет имидж заведения, в котором давно нет места «неженским» профессиям. Трактористкой?.. С нашими тракторами?.. Такие перспективы Рулюк оценивает скептически. Вместо того, чтобы тратить государственные деньги на заведомо «мертвые» для работы на тракторе души, в Овадно девочкам дали возможность реализовать свои профориентационные намерения в профессиях повара и кондитера.
Его коллега из Лукова Петр Иванович Столярук настроен более толерантно и оптимистически: учат всех, кто того пожелает. Новая специальность — рабочий фермерского хозяйства (получают права тракториста и водителя автомобиля) — девушек привлекает. Сейчас их в училище почти три десятка! Многие воспринимают училище как трамплин для поступления в высшие и средние сельскохозяйственные заведения. Стабильно платят стипендию и раз в день кормят, что для детей из небогатых полесских семей немаловажно. И умение водить машину сегодня не лишнее... На вопрос, как же осваивают девочки «неженскую» технику, директор дипломатически говорит:
— За три года кого угодно можем научить... У кое-кого вообще чудесно получается! Одна из наших выпускниц, у которой муж имеет и автомобиль, и трактор, вообще лучше него справляется с этой техникой.
Никогда Столярук не слышал, чтобы женщина работала трактористом! Реалии в селе таковы, что и ребятам тяжело на работу устроиться.
... До обеда Нина Даниловна с мужем были на базаре в Ковеле. Их дом в небольшом селе с наивно-патриархальным названием Гривятки мы искали по проверенному признаку: во дворе должны стоять трактора... Заехали раз, но только во второй раз застали семейство дома. В плите огонь весело лизал дрова, на сковородке жарилось сало... Тесен мир: в Ковеле на рынке встретила Даниловна однокурсницу по луковскому ПТУ. И она, оказывается, давно не работает на тракторе! Тяжело. Забрали с мужем земельные паи — хозяйничают. Из их выпуска (и других также) только несколько девушек год-полтора отработали на «железном коне». Кто- то перешел в доярки, кто-то — заправщиком на тракторной... Повыходили замуж, родили по трое детей... В колхозе, говорит Даниловна, легкой работы нет, но все, получается, легче работы механизатора.
— Не поступила в техникум, а тут объявили призыв о массовом наборе девушек на курсы трактористок. В нашем же колхозе было много сахарной свеклы... Думаю, поучусь, стипендию получу, а свеклу легче трактором обрабатывать, чем с сапкой на поле пропадать... — шутит. — А осталась, видишь, за рулем на 18 лет!
Любит сеять, пахать, скирдовать, делает все, что скажут. Не без того, что ее и жалели, выделяли новую технику. Поменяла 10 тракторов! Последний (стоит во дворе) — отличная немецкая техника!
— А какой трактор я слепил, видели? — хвастается Виталий Петрович. И рассказывает, что Даниловна (называет жену только так) научила тракторному делу и его («Чтобы было кому ремонтировать!»). У нее — первый класс, у него — второй.
А к «слепленному» трактору за год и восемь месяцев из двух «Запорожцев» и колхозных швеллеров, сделал плуг, прицеп, культиватор... Сам сделал две электрические пилы (назвал с гордостью — «Бобер»), два станка. Циркулярка нужна была, чтобы резать дрова, а строгальный — обрабатывать доски на лавочки для гостей...
У Петровича — семь специальностей! Токарь, слесарь, сварщик, электрик, фрезеровщик, водитель, тракторист... Еще и музыкант! Играл на гитаре, тромбоне, фортепьяно, органе... Вот такой муж 11 лет тому назад разыскал дом Даниловны в Гривятках.
«Женихался» он всего две недели... За словом в карман не полезет (находка для компании!) Петрович пришел «блатной, городской, в джинсах и черных очках». После смерти первой жены (умерла от рака крови) прошло время, а на руках дети: 12-летняя дочь и 7-летний сын. В поселке Люблинец, где жил Петрович, их жалели все.
— Объездил с женой везде, я ее очень любил! А когда умерла, люди столько денег снесли — не знал, что с ними делать, никогда столько не видел!
... И пошла Даниловна на чужие дети...
— Сыну сказал, что есть знакомая тетя, которая на тракторе покатает... Вечером он спрашивает: «Папа, это будет моя мама?..» Даниловна услышала и почему-то заплакала... А через неделю и дочь сказала, что будет называть ее мамой.
...Где мы только не фотографировали Даниловну — за столом, возле плиты, на пороге с собакой или рядом с Петровичем — лишь бы не возле трактора! — но наиболее органично выглядела она именно возле техники. Хотели люди, чтобы баллотировалась на сельского главу — отказалась, хотя и есть опыт «руководящей» работы освобожденным председателем профсоюза... Поэтому в Гривятках называют ее «сельским старостой»: прирожденный дипломатический характер, доброта и умение улаживать конфликты (не зря же была два созыва депутатом областного совета) содействуют тому, что двери в дом за людьми иногда не закрываются. Похвалятся вам в Гривятках, что их Даниловна — Заслуженный работник сельского хозяйства. Муж хвалит, что красиво вяжет ему носки и свитера, что отличные свадьбы организовала детям ...
... И уже на улице все же спросила Даниловну о том, что не является, собственно, тайной для села. Не жалеет ли, что не так, как думалось, сложилась ее женская судьба? С первым мужем развелись, потому что хотел детей (однако и в новом браке их не было...). Не винит ли трактор в том, что не смогла родить своих, а стала настоящей мамой — для чужих? Трактор не винит, но и желать, чтобы женщины на этой громе-технике работали, также не собирается.