Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Жить! Жить!» — вот так и выжили. «Выжить! Выжить!..» — вот так и жили?

Философ Сергей КРЫМСКИЙ отвечает на вопрос «Как выжить?»
17 сентября, 1999 - 00:00

Лучше повторять уроки, чем повторять ошибки — старая и незамысловатая истина. Ну и простую истину повторить не грех, особенно, если это сделает вместе с нами мудрый человек. У «юноши, обдумывающего житье», каким чувствует себя трехлетний «День», потребность в таком репетиторе очень велика. И мы благодарны философу Сергею Крымскому, согласившемуся выступить в этой роли.

Как выжить? — вопрос, который возникал передо мной много раз. В эпоху, когда все сколько-нибудь талантливое целенаправленно уничтожалось, был такой способ выжить — прикинуться идиотом. Как покойный академик М., который звонил Сталину ( как член ЦК он имел право) и задавал ему глупые вопросы, на которые тот с большим удовольствием отвечал.

Я около 20 лет своей творческой жизни потерял на всякую чепуху: писать честно было невозможно, пришлось перейти на «значки» — на математическую логику. Это была потеря времени. Выживание неплодотворно. Но если хочешь жить, нужно сначала выжить.

Увы, десятилетиями тоталитаризма была фактически уничтожена способность людей к социальной самостоятельности, а ведь это едва ли ни единственное, на что сейчас можно рассчитывать. Сегодняшнее государство выжить не поможет: власть слишком коррумпирована, чтобы заботиться о чем-то, кроме собственной выгоды. Год назад, когда Кучма был в Америке, Клинтон задал ему прямой вопрос: куда делись 200 миллионов, которые мы вам дали? Наш Президент не смог ответить. Единственный выход для населения — довериться своим социальным инстинктам. Человек, лишенный средств к существованию — работы, пенсии, государственной поддержки, должен самоорганизоваться и, приспособившись к этой экономической ситуации, САМ начать делать что-то. И тут бы государству не препятствовать этому — как в пургу, когда ямщик, не видя дороги, бросает поводья и доверяется инстинкту лошади. Увы, я не вижу шагов государства и в направлении поддержки самостоятельности населения...

Что остается еще? Во все века молодежь говорила: наши родители делали плохо, мы сделаем лучше — и на этом держался прогресс. Сейчас я вижу другую тенденцию — молодежь (на Западе, наша еще до этого не доросла) вообще отказывается что-нибудь делать. Они считают, и не без оснований, что изменить в этом мире ничего нельзя, и единственное, во что стоит вкладывать силы — это ты сам. Так было уже однажды в истории человечества — в эпоху возникновения христианства. Оказывается, если ты строишь себя, свою личность, это не проходит бесследно для окружающего мира. Это начинает каким-то образом действовать. Нравственность — это тоже такой способ выживания. Весь опыт моей жизни говорит о том, что нравственность, в отличие от подлости, в конечном итоге более рентабельна.

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ