Завтра в столичном Гидропарке снова будут танцы. Уже 14 лет подряд каждые субботу-воскресенье в условном месте в условное время собираются те, кому за 60. Они надевают все лучшее. Женщины не забывают подкрасить губы, мужчины — освежиться одеколоном, а также начистить до блеска обувь. И идут танцевать. Игнорируя порой насмешливые взгляды проходящей мимо молодежи, ветераны и пенсионеры вдохновенно вальсируют, исполняют сценическое танго и даже энергичную польку. За три часа, выделяемые им Гидропарком, они практически не пропускают ни одной мелодии. Неважно, что мужчин не хватает — тур столь любимого вальса-бостона можно пройти и с приятельницей.
Клубу «Жизнелюб» постоянно приходилось бороться за выживание. А точнее — под угрозой пребывал танцевальный досуг его членов. Сначала бетонный пол площадки покрылся буграми и рытвиной, что превращало танцы в экстремальный аттракцион. В жару здесь вообще нельзя было находиться: дымовая завеса из пыли, песка и бетона в прямом смысле слова «душила» пенсионеров. Потом место встреч облагородили, но вместе с тем руководству клуба стали намекать, что находятся они в самом центре Гидропарка, где куда лучше бы смотрелось кафе или «веселые качели». Сейчас танцплощадку решились все-таки оставить ветеранам и пенсионерам. Правда, как рассказывает заместитель председателя клуба Маргарита Кочулова, «Жизнелюб» может лишиться помещения, в котором по средам работают клубы по интересам.
Мало того, что его «дизайн» и так не позволяет приглашать на встречи людей «не привыкших», находятся там пенсионеры практически нелегально. «Ну что ж, прямо, как на войне», — смеются «жизнелюбы».
Они стараются не предаваться грустным мыслям. Хотя это и не всегда получается. С восторгом рассказывая о том, сколько в их клубе интересных и творческих людей — поклонники Рериха, коллекционеры кулинарных рецептов, поэты, даже оккультисты — они не могут не упомянуть о грустной действительности. Пенсия — около 200 гривен, тогда как прожиточный минимум — почти вполовину больше. Диспетчер на «скорой», услышав по телефону о возрасте, сбивчиво объясняет, почему врачи не приедут. А счетов за коммунальные услуги, признаются пенсионеры, они просто боятся. Посему о клубе «Жизнелюб» говорят одинаково: отдушина. Звучит странно, но тем не менее факт: здесь можно встретить, полюбить, похоронить и снова полюбить. По рассказам Маргариты Кочуловой, такие истории действительно были. Не говоря уже о том, что благодаря клубу ежегодно появляется около десятка «молодоженов». Впрочем, пенсионеры регистрируют свои отношения в загсе довольно редко. «В этой среде, — смеется Маргарита Александровна, — популярен гражданский брак». Союзы уже успели зарекомендовать себя как стабильные и романтичные. Например, он и она (90 лет и 85 лет соответственно), познакомившиеся 15 лет назад, до сих пор предпочитают танцевать исключительно друг с другом, причем, не секрет, украдкой целуясь.
Словом, действительно — все возрасты покорны. В свои 92 в Гидропарк приходит ветеран Великой Отечественной и, невзирая на больные руки, танцует. Белые вязаные перчатки, которые он вынужден одевать, по убеждению дам, только добавляют ему шарма. Впрочем, в клубе приветствуется, чтобы в него записывались парами. Ведь уже сейчас на одного мужчину на танцплощадке приходится в среднем 8 женщин. Причина известна: 47% украинских мужчин умирает до пенсии.
Чтобы стать «жизнелюбом» со всеми вытекающими отсюда последствиями, нужно соответствовать целому ряду требований и обязательно пройти испытательный срок. «Если пенсионер проявил себя общительным, бесконфликтным и отзывчивым человеком, мы его с радостью берем», — рассказывает заместитель председателя клуба. Бывали случаи, когда «кастинг» пройти не удавалось. Например, недавно «жизнелюбы» отказались принимать в свои ряды женщину, которая проигнорировала приглашение ветерана на танец. В клубе ее поступок сочли противоречащим морали.
Есть на танцплощадке и свои «звезды». Они, как правило, воспринимают вечера куда серьезнее, чем просто досуг, и даже специально к ним готовятся. Например, Тамара Яремчук рассказывает, что получив по случаю юбилея завода, где она работала, денежную премию, она первым делом пошла в магазин. «Чтобы купить блузку, с такими же оборками, как у тех, кто танцует фламенко». Соответствующую юбку, правда, пришлось шить самой — это дешевле. О том, чтобы забыть об обновке, не могло быть и речи, ведь в танце у Тамары Васильевны сейчас проходит вся жизнь. Утром четыре часа репетиции перед выступлением на дне Независимости, вечером — с 17 до 20 — в обязательном порядке танцы в Гидропарке. «Это что, — вспоминает 66-летняя (как она кокетливо сообщила) Тамара Васильевна. — Еще год назад мы с моим партнером танцевали в кафе. Посетители дарили нам розы, заказывали шампанское и аплодировали стоя. Теперь партнеру тяжело танцевать под быстрые мелодии, но я не унываю: в танцевальной студии постигаю искусство «латино».
Пенсионеры уверяют, что, танцуя, забывают обо всех болячках. Бывает, добираются в Гидропарк через силу, а приехав, вальсируют три часа кряду. Руководители студии «Модес-Ника», которую дополнительно посещают некоторые члены клуба, подметили тенденцию: дети и молодежь после часа занятий просят перерыв, а в секции «бальные танцы для пожилых» не отдыхают ни секунды. «Неужели вы не знаете, что физическая активность — лучший способ сохранить душевную и телесную бодрость? — с удивлением спрашивают пенсионеры. — Да и вообще мы стараемся не думать о проблемах, считаем: нужно жить и танцевать».
«Жизнелюбы» понимают, что они особенные, и знают, что, наверное, мало кому из пожилых, смирившихся с жестокой старостью в Украине, придет в голову пойти на танцплощадку. О музеях, театрах и прочих видах досуга — умолчим. У пенсионеров на них не хватает средств. «Конечно же, я завидую своим западным сверстникам, которые уверенно заявляют: жизнь только начинается, и отправляются колесить по миру, — говорит Маргарита Кочулова. — Но нужно смотреть на вещи реально: нам это уже никогда не будет доступно. Так что единственная надежда — на самих себя, ведь от желания тоже многое зависит».
У «жизнелюбов», без сомнения, получилось организовать не столько досуг, сколько качественную старость: активное участие в столь редком для Украины явлении, как клуб по интересам для пенсионеров, танцы и... съемки в кино. Систематически членов клуба приглашают на записи телевизионных ток-шоу, некоторые из них также создают массовку на киноплощадках. «Моя невестка смеется, — рассказывает Маргарита Александровна, — свекрови никогда нет дома: то она на танцах, то на съемках, то на похоронах...»