Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Злой циклон

Катастрофическое несоответствие устаревшей техники и экологического мышления
12 ноября, 2007 - 18:51

Два дня над югом Украины бушевал юго-западный ветер, скорость которого над Крымом, например, достигала 30—40 метров в секунду, а над морем — до 50 метров. Он стих только под вечер воскресенья. Волны высотой до 6 метров терзали выдающееся далеко на середину Черного моря крымское побережье от Черноморского и Севастополя до Феодосии и Керчи. С ночи на понедельник на Азовском и Черном морях развернулись спасательные работы. В Крым прилетел министр ЧС Украины Нестор Шуфрич, который координирует работы украинской службы с российскими спасателями.

В субботу и воскресенье мелкий, но бурный Керченский пролив стал настоящей ловушкой для судов. Сигналы бедствия корабли подавали и с украинской, и с российской стороны пролива. В воскресенье специалисты уже объявили об угрозе экологической катастрофы. Первым в 4 часа 55 минут 11 ноября подверг загрязнению акваторию танкер «Волганефть-139», который стоял на якоре на рейде пролива с грузом мазута и разломился пополам. Из него в пролив вылилось 2 тысячи тонн мазута. Нос корабля остался на якоре, но экипажу удалось перебраться на корму, которая стала дрейфовать в море. Людей подобрали только в 14 часов. В понедельник спасатели пытались локализовать огромное пятно и предотвратить экологическую катастрофу, однако в первый же день были обнаружены мертвые птицы, которые попали в мазутное пятно.

Дальше корабли тонули один за другим. В 10 часов 25 минут ушел под воду сухогруз «Вольногорск», на борту которого находилось 2436 тонн серы. Через час — сухогруз «Нахичевань» с 2 тысячами тонн серы. 11 человек его экипажа снесло в море. Буксиром «Нептуния» Керченского порта спасены трое членов экипажа, судьба восьмерых — остается неизвестной. Поиски продолжаются. В воду попали десятки тысяч тонн мазута и серы. Их относит течением в сторону Крыма.

— Вопрос о том, что привело к гибели этих судов во время шторма, несмотря на то, что было штормовое предупреждение, остается открытым, — сказал «Дню» заместитель министра промышленной политики, транспорта, связи и ТЭК Крыма Николай Черевков. — Первый фактор, конечно, очень сильный шторм. Я сам керчанин, но у нас такого сильного шторма никто уже не помнит — волны поднимались до 6 метров! Можно сказать, что это самый сильный шторм за последние 100 лет. Однако по своим характеристикам современные суда должны выдерживать такой шторм. По обычаям, порты после штормового предупреждения просто выгоняют суда в море, поскольку возле причала суда стоять не могут, они бьются о пирс, друг о друга. В наших портах осталось несколько буксирчиков — так их побило совсем. Спасение одно: выйти в открытое море, а там повезло — значит выжил, не повезло — утонул. Другое дело, какую тактику и какое направления стояния по отношению к волне выберет капитан. Сможет ли он бороться с волной или нет — от этого тоже зависит многое. И большое зло состоит в том, что многие сейчас экономят, суда ремонтируют не качественно, заправляют топливом не полностью, моряков набирают иногда не квалифицированных — отсюда все трагедии.

К полудню воскресенья дня поступило сообщение, что в проливе сорвало с якоря баржу «Деметра» с 3 тысячами тонн мазута. Ее несло к косе Тузла. Недалеко от нее сели на мель два судна под грузинским и турецким флагами. В районе Севастополя затонул корабль — «Хаш-Измаил» под грузинским флагом, который перевозил груз металлолома. Погибли двое человек из экипажа, еще один пропал без вести. В украинских водах затонул сухогруз «Ковель», 11 человек экипажа удалось спасти. Вдоль побережья Крыма постоянно курсируют крымские баржи и буксиры, которые пытаются спасать терпящих бедствие. Время от времени поступают сообщения о том, что и буксиры терпят бедствие.

Из 19 членов экипажа судна «Вера Волошина», которое под флагом Российской Федерации перевозит сельскохозяйственную технику из Румынии, потерпело бедствие в районе мыса Меганом под Судаком, спасателями МНС на берег эвакуировано 15 человек. Остальные члены экипажа проводят аварийные работы по герметизации трещины и недопущению выброса горючего.

Всего за два дня по данным МЧС в Черном и Азовском морям потонуло не менее пяти судов, погибли не менее 10 человек, спасены 65 человек, судьба нескольких десятков людей пока неизвестна.

В Севастопольском торговом порту и Керченском морском координационном аварийно-спасательном центре созданы штабы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В МЧС Украины работает оперативная группа в круглосуточном режиме. Налажено взаимодействие со спасательными службами Минтранссвязи, Госпогранслужбы, МВД, а также с соответствующими службами Российской Федерации и Республики Грузия.

Тем не менее, в понедельник к полудню в Крыму было снова объявлено штормовое предупреждение. В связи с обильными осадками, МЧС предупреждает, на реках Крыма можно ожидать повышение уровня воды на 0,3—1 метр выше текущих меток.

Ураганный ветер много бед принес и на суше. В Крыму были повреждены все три электролинии, передающие ток с материка на полуостров. Всего по данным энергетиков 11 ноября и ночью 12 ноября вследствие осложнения погодных условий и из-за срабатывания автоматики защиты линий электропередач в Крыму и 16 областях произошло обесточивание 2 тысяч 360 населенных пунктов.

КОММЕНТАРИИ

Игорь ТЕНЮХ, вице-адмирал: «Командиры кораблей показали высокую морскую выучку и мужество...»

Как сообщили «Дню» в пресс-центре ВМС Украины, во время небывалого шторма, который бушует сейчас в Азовском и Черном морях, командиры украинских кораблей показали высокую морскую выучку и мужество и на протяжении природного стихийного бедствия вели борьбу за живучесть кораблей в бухтах Севастополя. Командующий Военно-Морскими силами Украины вице-адмирал Игорь Тенюх лично возглавил группу по реагированию на чрезвычайную ситуацию техногенного и природного характера.

Шторм в Черном море, который по силе ветра (36 метров в секунду) можно сравнить с ураганом «Катрин», создал чрезвычайную ситуацию для моряков. Экипажи вынуждены были противостоять стихии на якорях в Севастопольской бухте, сообщает пресс-центр ВМС Украины.

— О том, что в район Черного моря приближается очень мощный циклон, Военно-Морские силы знали и готовились, — сообщил вице-адмирал Игорь Тенюх. — Еще 10 ноября на флоте была объявлена штормовая готовность № 1 — для стоянки кораблей в чрезвычайных условиях, а 11 ноября проверена стоянка кораблей, заведены дополнительные швартовые на бочки, все члены экипажей возвращены к местам службы. Были выставлены буксиры для того, чтобы удерживать корабли, имеющие большую парусность.

Первыми приняли на себя удар стихии большой десантный корабль «Костянтин Ольшанський», корабли управления «Донбас» и «Славутич», а также корвет «Вінниця».

Моряки, невзирая на сложную природную ситуацию, это ненастье выдержали. Действия командиров кораблей были грамотными и уверенными. Слаженно взаимодействовали Командный центр флота, Центр морских операций и Центр поисковых и аварийно-спасательных работ флота.

— Хочу выразить благодарность начальнику Севастопольского морского порта Сергею Тараканову за оказанную помощь флоту в чрезвычайной ситуации, — сказал командующий Военно-Морскими силами Украины вице-адмирал Игорь Тенюх. — В свою очередь военные моряки оказывали помощь в поиске членов экипажа сухогруза «Хач-Измаил», который терпел бедствие в районе Херсонесского маяка неподалеку от Севастополя. В районе Керченского пролива морские пехотинцы отдельной бригады береговой обороны украинского флота уже несколько дней ведут поиски членов экипажей пострадавших судов, они помогают местным органам власти в ликвидации последствий стихийного бедствия.

Татьяна ТИМОЧКО: «В Черном море погибнет большая часть рыбы»

Председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко назвала прецедент в Керченском проливе «серьезной экологической катастрофой, которая вызовет значительное загрязнение флоры, фауны, водной акватории». Даже если удастся собрать значительную часть загрязняющих веществ, в Черном море погибнет большая часть рыбы, считает Т. Тимочко. По ее словам, «трудно ответить на вопрос: когда же здесь можно будет купаться».

Как заявил Интерфаксу руководитель токсической программы «Гринпис» России Алексей Киселев, «тысяча тонн нефти — это огромная цифра». «Если вспомнить события двухнедельной давности — аварию нефтяной баржи на Ладожском озере, — то там вытекло 10 тонн, и шлейф шел на 7,5 км. А здесь мазута выплеснулось в 100 раз больше», — сказал он. По его словам, ситуация усугубляется тем, что в настоящее время мазут, разлившийся в результате аварии, не могут начать убирать, потому что на море разыгрался шторм.

Руководитель общественной группы ЭКО-защита Владимир Сливяк считает: «Это крупномасштабная экологическая катастрофа. Случившееся загрязнение нужно будет убирать очень долго, но даже через год, а может, и дольше, последствия этого загрязнения будут очень ощутимы», — сказал Сливяк. Кроме того, В. Сливяк заявил, что нельзя говорить об улучшении экологической ситуации, если мазут, что считается вероятным при такой погоде, комками опустился на морское дно. «Здесь нет принципиальной разницы, поскольку это токсическое вещество — где бы оно ни находилось, будет выделять свои яды. А если оно будет еще и на дне, то его не будет видно, и, по сути, — невозможно собрать», — отметил он.

В свою очередь директор проекта по природоохранной политике российского отделения Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц заявил, что «риски экологической катастрофы действительно очень большие». Он отметил, что Керченский залив является мелководным, и разлив большого количества нефтепродуктов может иметь опасное воздействие не только на залив, но и на береговую линию. «В принципе, нефть и мазут распространяются по воде тонкой пленкой и их можно собрать. Но в данном случае мешает этому шторм», — сказал Е. Шварц.

Лидер «зеленой» фракции партии «Яблоко», российский эколог Алексей Яблоков заявил Интерфаксу: «По сути, произошло то, о чем экологи говорили уже давно. Нельзя нефтепродукты перевозить в таких танкерах — это должны быть другие суда, с двойной системой корпусов и прочими устройствами, которые могли бы обеспечивать безопасность перевозки», — отметил Яблоков.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ