Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Знать эту правду страшно, но еще страшнее — отвернуться от нее

В Киеве состоялся допремьерный показ фильма голливудского режиссерао терроре голодом в Украине
25 ноября, 2009 - 20:40

Преступления такого масштаба и природы еще, без преувеличения, не знала история человечества. Каждому этически и психически нормальному человеку становится сразу, по меньшей мере, жутко даже при первой же скромной попытке понять — нет, не размеры этой трагедии, а только абстрактно воспринятый факт вполне сознательного, хладнокровного, системно осуществленного истребления «властью трудящихся» до 10 миллионов собственных граждан. Украинцев. Крестьян и интеллигентов. Беспартийных и членов партии, которых также не обошла эта Коса Смерти. Голодомор 1932—1933 годов — это такой акт злодейства сталинского режима, перед которым теряют силу и срок давности, и болевой порог. Главное же — знать эту правду страшно, однако еще страшнее — отвернуться от нее. Донести правду о 1933-м — долг украинцев перед честными людьми всех континентов, так же и долг народов мира перед жертвами террора голодом.

На допремьерном показе (первом в Украине) известного голливудского режиссера Бобби Ли «Голодомор: геноцид в Украине» равнодушных не было. Приглашенные на показ, который состоялся в Культурно-творческом центре НАУКМА, свидетели Голодомора, представители общественных, студенческих и научных объединений, средства массовой информации высоко оценили не только надлежащий профессиональный уровень ленты (поразительный подбор кадров, компетентные комментарии специалистов — Станислава Кульчицкого, Игоря Юхновского, Василия Марочко, Тараса Гунчака), но также и силу «человеческого измерения» кинопроизведения, потому что воспоминания людей, которые пережили ад сталинской тьмы и чудом остались в живых, являются такими, что мороз пробирает по коже.

Президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» Сергей Квит подчеркнул, что НАУКМА всегда считала тему Голодомора самой существенной частью своей культурной, информационной и общественной политики. После оранжевой революции эта проблематика стала неотъемлемой составляющей государственной политики, отметил Сергей Квит, и это очень важно и абсолютно правильно. Премьера фильма Бобби Ли «Голодомор: геноцид в Украине» представляет собой большое событие. Недели памяти жертв Голодомора и политических репрессий в Украине.

Документальный фильм создан настойчивыми, может, чрезвычайными усилиями интернациональной съемочной группы специалистов из Украины, Канады и США. Собственно, именно эта группа совместно с компаниями Moksna Films и Tomkiw Entertainment и создала полнометражную документальную киноленту (продолжительностью более часа) об ужасной трагедии украинского народа. Съемки фильма проводились в тех регионах Украины, где жертвы Голодомора были особенно страшными (Днепропетровская, Харьковская, Николаевская, Киевская, Черниговская, Черкасская области). Хотя основой сюжета фильма является Большой Голод 1932 — 1933 годов, линии развития и анализа темы берут свое начало еще с 1917 года — времени прихода к власти большевиков. Ведь заслугой авторов ленты является то, что они сумели художественными средствами передать зрителю одну простую, очень важную мысль: страшного террора голодом не было бы, если бы украинская нация имела свое полноценное, суверенное государство, которое одно только могло бы отвратить попытки кремлевских власть имущих поставить Украину на колени.

Следует подчеркнуть, что лента вспоминает (причем неоднократно) заслуги великого украинца американского происхождения, человека, который впервые рассказал миру правду о Голодоморе, ведущем публицисте газеты «День», профессоре НАУКМА Джеймсе Мейсе, а также Гаррета Джонса — английского журналиста, одного из очень немногих честных представителей этой профессии, которые рассказывали европейцам в 1933 году о том, что на самом деле происходило в Украине. Корреспондент «Дня» записал впечатления от ленты, которыми поделились с присутствующими вдова Джеймса Мейса — Наталья Дзюбенко-Мейс, а также известный исследователь Голодомора, доктор исторических наук Василий Марочко.

Наталья Дзюбенко-Мейс: «Фильм действительно хороший, однако в ленте, к сожалению, не показаны те политики (мы знаем их, они чуть ли не ежедневно появляются на телеэкранах!), которые голосовали в Верховной Раде Украины против!— принятия Закона о признании Голодомора в Украине геноцидом украинской нации. А, не дай, Господь, если мы вскоре будем иметь дело с таким гарантом Конституции, для которого Голодомор не более чем «миф, распространяемый националистами»...

Очень досадно, что когда на Западе мы рассказываем о пережитом украинским народом, иногда нас не понимают — потому что, по-видимому, не верят, что такое вообще оказалось возможным в человеческой истории. Многих украинских священников, гонимых и преследуемых, мучил в 1933 году вопрос: «Будет ли кому помолиться за невиновно убиенных?». Этот вопрос, я уверена, обращен к нам!»

Василий Марочко: «Меня все время спрашивают: до каких пор будем говорить о Голодоморе? И зачем говорить? Об этой колоссальной трагедии уже написано столько, что задумываешься: где та грань, когда же, наконец, проснется человеческая совесть?

Что касается стратегии общения с россиянами, в частности, российскими учеными. Мы никого, я считаю, не должны убеждать (это касается не только россиян). Наше дело — выполнять свою миссию. Мы должны говорить правду о Голодоморе, пока у этих старых людей — свидетелей трагедии, которые сидят в нашем зале, есть слезы и у них болит душа, и пока, кроме того, есть равнодушные, утверждающие, что не нужно бередить рану». Мы не имеем права на ошибку».

Остается только добавить, что фильм «Голодомор: геноцид в Украине» (он еще будет шлифоваться и дорабатываться) стал уже участником многих международных кинофестивалей, в частности, во Франции и США. Лента завершается жестким вопросом, обращенным лично к каждому из зрителей (западных, и не только): «А сколько бессмысленных, жестоких смертей можешь вытерпеть ты?»

Игорь СЮНДЮКОВ, День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ