Проблемы с отоплением, украинская сфера обслуживания, политическое спокойствие — эти и другие темы «День» обсуждал в своей традиционной рубрике в последнюю неделю лета.
Артем БИДЕНКО, руководитель Ассоциации внешней рекламы Украины, политолог:
— Самое худшее, что было на этой неделе, — это информация о том, что в Киеве могут возникнуть проблемы с отоплением, что квартплата в Киеве может вырасти в 3,5 раза. И плохо не то, что это может произойти, а то, что подобные вещи в Украине до сих пор не регулируются на уровне самоуправления. В других странах такие вопросы решаются реально гражданами городов, которые могут вмешиваться в управленческие процессы, оптимизировать их. Простейший пример — это общественные обсуждения. Однако в Киеве чиновники до сих пор самостоятельно решают: платить им за газ или нет, на сколько поднимать квартплату. Решают без любой аналитики, обсуждения, местного референдума. Это свидетельство кризиса гражданского общества.
Относительно позитива, то я бы особенно выделил политическое спокойствие. Действительно, на этой неделе СМИ зафиксировали отсутствие многих политиков в стране, из-за чего особых событий и не было. А отсутствие политического напряжения, которое обычно искусственно создают сами политики, — это и есть чрезвычайно позитивное явление для общества.
Владимир КАПУСНЯК, журналист:
— На территории Ивано-Франковской городской фильтрующей станции «Івано-Франківськводоекотехпром», в селе Черниев Тисменицкого района, обнаружена сауна, использованная вода из которой попадала в городскую сеть водоснабжения. За загрязнение питьевой воды, которая подается жителям города, мэр города Ивано-Франковска Виктор Анушкевичус собирается уволить с занимаемой должности генерального директора КП «Івано- Франківськводоекотехпром» Василия Иванишина. Не все жители Ивано- Франковска уже знают эту новость. А те кто знают — ходят по городу не то что возмущенные, а с определенным отвращением к любой власти. И не важно, раскрыло ли это дело новое руководство Ивано-Франковска, или двое работников злосчастного предприятия, которые уже, наверное, не будут иметь возможности получить другую работу, важно то, что люди наконец понимают: любая власть — это тирания и диктатура. Можно сказать даже больше — людям наконец стало все равно, кто руководит государством, Кабмином, городом, да и ими в частности. А принимая во внимание последние события в государстве, братание заклятых врагов двухлетней давности, предательство всех интересов, которые только могли быть в государстве, начинаешь благодарить Бога, что тебя притесняют не чужие, а свои. То есть, создается общее впечатление, что украинский народ, в отличие от соплеменников из Прибалтики и ближнего зарубежья, не в состоянии преодолеть этот трехсотлетний рабский барьер. На фоне этого всего снова становится актуальным анекдот о сборе средств за проход на работу. Утешает, что хотя бы два человека не согласились с руководством и своеволием чиновников. Беспокоит, что, уйдя с одного теплого места, чиновник переходит работать на другое.
Недавно Верховный архиепископ Киево-Галицкий Любомир короновал в небольшом селе Галицкого района (кто не помнит — древний Галич — современное село Крылос — бывшая могущественная столица Галицко-Волынского государства) старинную чудотворную икону Пречистой Девы Марии. То есть, произошло событие, которое случается раз в столетие. Информации о нем, в отличие от мытья «конечностей» франковскими чиновниками, не было ни на одном из ведущих телеканалов Украины. Тут уже вспоминается фраза из Крестного Пути Иисуса Христа — «как часто мы меняем вечное и Божье на временное и проходящее». Радует, — что почти семь тысяч человек присутствовали на церемонии коронования и Архиерейской литургии. Беспокоит, что ни один из редакторов не посвятил этому событию хотя бы полчаса эфирного времени.
Елена СЛЕЗКО, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
— Днями я вернулась из отпуска. Парадоксально, но факт то, что люди, работающие в нашей сфере обслуживания в разных регионах страны, не владеют двумя языками. Например, во Львове в продуктовом магазине слышала такой диалог. Русскоязычный покупатель говорит продавщице: «Дайте мне, пожалуйста, 300 граммов конфет «Бабочка» (на прилавке на самом деле лежит карамель «Метелик»)». Продавщица же смотрит покупателю прямо в глаза и отвечает: «У нас таких нема». Тогда замявшийся покупатель просит 300 граммов «Пчелки» («Бджилка»), но ответ продавца был однозначный — таких тоже нет. Через некоторое время поехала отдыхать в Одессу на море. Когда зашла в продуктовый магазин, там удалось также понаблюдать за подобной ситуацией. Но на этот раз — с противоположной стороны. Теперь покупатель оказался... украиноязычный. Он просит у продавца: «Дайте мені коробочку сірників». Смотрю — продавец замешкался и говорит: «А у нас сырочки в коробках не бывают, есть только детские с изюмом». И смотрит в сторону творожных сырков. Я чуть не расхохоталась. Перевела продавщице, что на самом деле покупателю нужны спички. А про себя подумала 1:1 — но в чью пользу? И стало грустно — два языка в Украине все-таки надо знать.
Столкнулась с подобной ситуацией и в международных кассах на железнодорожном вокзале в Киеве. На этот раз — речь об английском языке. Но это сути проблемы не меняет. Дело в том, что в киевских международных кассах на железнодорожном вокзале работает человек, не знающий английского языка. Хотя уже сама вывеска «международная касса» требует таких знаний. Пока я стояла возле соседних касс, мне удалось понаблюдать следующую сцену. Человек на английском языке спрашивает ближайший поезд до Варшавы. Из всего набора его слов кассирша поняла только слово «Варшава» и сразу ответила — нет. Какой-то сердобольный человек из очереди перевел просьбу иностранца на украинский. Следующий пассажир был из Нидерландов — ему нужно было купить билеты на поезд до Берлина в определенные дни. И опять призывали людей из очереди, знающих английский. Неужели у нас так мало профессионалов, которые знают английский? Конечно, в авиакассах практически все знают английский язык. Но не все же иностранцы летают самолетами! Есть люди, которые по тем или иным причинам предпочитают поезда.