Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр Захаренко как титан образования

К 85-летию со дня рождения легендарного директора Сахновской школы
11 февраля, 2022 - 08:43

...Лучшего эпизода, взятого из воспоминаний Александра Антоновича Захаренко, для начала и не придумаешь. Став директором школы, он начинает не с приказов и распоряжений, а с... посещений каждой семьи в селе. И у каждого спрашивает: — Какой должна быть наша школа? Одна мать, шутя, ответила так: — Хочу, чтобы мои внуки учились в школе, лучше школ... Берлина, Киева и Ленинграда! Отдав свыше 40 лет жизни Сахновской общеобразовательной школе, что в Корсунь-Шевченковском районе Черкасской области, директор выполнил пожелание той женщины и вместе с ней, другими родителями, даже с односельчанами, которые не имели детей, старшеклассниками, учителями превратил ее в наилучшую в Украине, СССР и мире! 

РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ

По-видимому, не только мне, а я учителем не один год работал, надолго запомнилось знаменитое выступление Александра Захаренко в студии московского телецентра «Останкино». Идет речь об октябре 1987 года, когда многомиллионная аудитория смотрела телевизионную передачу-выступление выдающегося украинского педагога, директора школы, Учителя от Бога, который, открывая ей свое сердце, делился историями, как в Сахновке они делали невозможное возможным. И это понятно: ведь само приглашение выступить там — уже неопровержимое доказательство признания незаурядных достижений Захаренко в отрасли образования, педагогики. Ветераны педагогического дела, думаю, помнят, что во времена Союза это село считалось Меккой для учителей, которые всегда были поражены увиденным.

А какую важную роль сыграл он, предложив тогда в студии «Останкино» создать, наконец, Творческий союз учителей! Впоследствии по всей стране начали работу областные, региональные, республиканские съезды учителей. А в апреле  1988 года на Всесоюзном учительском съезде в Сочи был создан Творческий союз учителей СССР. И по-другому, по-видимому, не могло и быть, ведь Захаренко требовал от власти того, что не поддается вычислению в долларах или рублях: справедливости и уважения к профессии учителя. Уважать и всячески поддерживать тех, кто отдает себя высокому делу воспитания, должно быть вершиной цивилизованности тех, кто у власти! Воспитание детей по праву считается самым давнишним из человеческих дел, которое ни на один день не младше человечества. В древности его считали самым тяжелым из занятий, искусством из искусств.

ОТКУДА НАШ ГЕРОЙ

Родился будущий педагог 2 февраля  1937 года в городе Каменка Черкасской области в семье Антона Ивановича, который работал бухгалтером на кирпичном заводе, и Варвары Веремеевны — заведующей детским садиком. Родители приложили много усилий, чтобы пробудить в сердце сына искреннюю любовь к родной земле, людям, Украине. В школе учился охотно, никогда не отказывал в помощи своим одноклассникам. Склонность мальчика к педагогическому делу первым заметил С.И. Новицкий, учитель математики Каменской ООШ №3. По его совету дирекция взяла выпускника Сашу Захаренко преподавателем математики и физики в вечернюю школу.

Через год юноша начал получать высшее образование, поступив на физико-математический факультет Черкасского педагогического института. Способный студент к учебе относился очень ответственно, потому что помнил, что семья полагается на него. Именно Черкасскому пединституту Александр Антонович Захаренко обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с учениками, культуре общения.

Институт окончил с отличием вместе с женой Верой Петровной в 1959 г. и начал работать учителем физики (она — учителем математики) в селе Сахновка  Черкасской области. В довольно запущенной школе, если оценивать ее материально-техническое состояние, неперспективного, как тогда говорили, искромсанного войной бригадного села, отрезанного бездорожьем от райцентра. Из-за массового отъезда молодых семей из подобных сел оно было обречено на исчезновение вместе со своей школой. В течение 1961—1963 гг. А. Захаренко служил в армии, потом опять вернулся в Сахновку. В 1966 году был назначен директором Сахновской школы, которой посвятил всю свою дальнейшую жизнь.

НАСЛЕДИЕ, КОТОРОЕ НЕ УНИЧТОЖИТ ВРЕМЯ

Почему он решил поехать работать именно в эту школу и это село? Думаю, внимательный читатель заметил: новый директор, о чем мы выше уже отмечали, был готов, судя по его высоко гуманистическим убеждениям, осмыслено перейти на работу руководителя местной общеобразовательной школы. «Я прожил в Сахновке замечательные годы, — говорил Александр Антонович. — Мы приходим в этот мир не только ради себя. Мы здесь, чтобы помогать другим». Эти суждения Захаренко, Педагога с большой буквы, особенно дороги моему сердцу. Акцентирую на этом специально, чтобы показать важную роль осознанного выбора для человека, который лишь отыскивает свое место в соответствующей системе координат, где есть возможности для самоутверждения, творчества, для применения своих способностей и достоинств. Именно расцвет школы, по существу, спас от гибели это село с интересной давней историей. А в атмосфере 90-х, тяжелых, кризисных годов, только воссозданной государственности Украины, в период начатых крупных процессов трансформации государства и общества, когда нашу страну охватила непроглядная бедность, и прежде всего — образование, школу, учительство — А. Захаренко отчаянно, до последнего вздоха заботился о своей школе и родной Сахновке.

В золотой сокровищнице его педагогических идей, исключительного опыта Сахновской школы нет второстепенного, все важное, все требует повышенного внимания и глубоких размышлений. Есть ли в нем, спросите вы, какая-то своя уникальная особенность? Да — это работа с родителями, с сельской инфраструктурой, властью. Нужен был настоящий магнит заинтересованности, чтобы люди, поверив ему, потянулись к нему.

По оценке исследователей его педагогического наследия, Захаренко материализовал то, что утверждал на словах: «Школа — это постоянное, самостоятельное движение вперед, идея, которая должна непременно увлечь сразу трех, — учителя, ученика, родителей. Если такой идеи нет, то школа превращается в обычную контору Госкомобразования, где приходят и уходят по звонку». На практике такой подход — гармоничное сочетание интересов учителя, ребенка и его родителей — выражался в том, что там постоянно, в течение трех десятков лет, в жизнь воплощалось определенное дело, которое было интересно всем, которое духовно всех объединяло. Надеюсь, читатель понимает: это было движение вперед во имя усовершенствования. Собственно говоря, в этом величие великого. «Директор села» — так любовно называли Александра Антоновича односельчане за то, что он их убедил, как надо действовать, чтобы жизнь приобрела высокий  смысл.

В документах и материалах, которые рассказывают о первых шагах молодого учителя и директора сельской школы, непременно идет речь об удивительном «народном строительстве» — толоке, когда все село с его инициативы строило корпус начальных классов, планетарий, школьную обсерваторию, учебно-спортивный корпус и тому подобное. Все, что задумывал самобытный педагог на протяжении четырех десятилетий, в значительной степени было реализовано именно благодаря методу народной толоки при участии учителей, родителей, школьников: и создание школьного Музея села, где представлена каждая семья, проводили торжества по случаю каждого бракосочетания и рождения каждого ребенка; и «Живые обелиски» в розарии, что, как сообщалось в прессе, увековечивают каждого из 216 солдат из Сахновки, которые в 1941 году ушли на войну, где погибли; и прекрасный Дендропарк, созданный совместными усилиями учителей, школьников, родителей; и летний и зимний плавательные бассейны, которыми пользовались не только ученики и учителя, но и все желающие сельчане; и школьное общежитие; и радиоузел с ежедневными школьными радиолинейками, которые затаив дыхание слушало все село, потому что в них речь шла не только о школьных, но и сельских делах; и ученический необычный табель, который давал информацию не только об учебных достижениях школьника, но и содержал характеристику его моральных и человеческих качеств; и фонтан «Колосок»; и Доска выпускников; и школьный телецентр; и оранжереи; и опытный участок; и Сахновский травяной чай — разве можно перечислить все, что создал вместе с коллективом школы и родителями ее неповторимый директор. Все это и много другого направлялось на то, чтобы как можно теснее «связать» со школой сельские семьи, все население.

Интересным под этим углом зрения является, в частности, Колодец Совести. Что это такое? Почему и как он появился? Я.А. Береговой, главный редактор журнала «Педагогика толерантности», который дружил с Александром Антоновичем несколько десятилетий, по этому поводу вспоминал: «Он сооружен в начале 90-х годов и посвящен памяти погибших от голода жителей Сахновки. Нечего и говорить, что Мемориал — это настоящее произведение искусства наивысшего уровня. Чего стоят скульптуры жертв вокруг Колодца. Или серебряные колокольчики около имени каждого погибшего ребенка под его куполом.

В те годы еще только начинались осторожные, тихие разговоры о Голодоморе. Потому что во все советские времена власть тщательным образом засекречивала это ужасное, страшнее фашистских, свое преступление и сурово карала наименьшие упоминания, разговоры о нем. А Александр Антонович уже возвел свой Мемориал, который бьет в набат, будит народную память».

Что больше всего мне дорого в стиле работы этой неординарной личности? Больше всего — глубокая внутренняя убежденность в обязательном соответствии слова сказанного делу сделанному. Невозможность расхождения слова и дела. По-видимому, это и есть самое существенное, когда мы говорим о том, чем предопределяется успешность педагогики Захаренко.

В 2002-ом Сахновская общеобразовательная школа, которая стала храмом знаний, высокой морали и передового опыта,  приобрела официальный статус «Авторская школа А.А. Захаренко». Теперь это «Авторский Александра Антоновича Захаренко лицей Набутовского сельского совета Черкасской области». Отметим также, что в 2007 году Министерство образования и науки Украины ввело отраслевое отличие — нагрудный знак «А.А. Захаренко», который вручается руководителям и педагогическим работникам учебно-воспитательных заведений за весомый вклад в дело образования и воспитания школьников.

Преждевременная смерть не позволила Александру Антоновичу продолжить свою активную педагогическую деятельность. Умер он от тяжелой болезни 30 апреля 2002 года. Похоронен на Сахновском кладбище в живописном урочище Девичьи горы.

ШАНС ПРЕЗИДЕНТА

Всего шестьдесят пять лет отмеряно ему судьбой для земной жизни, но сделанное им на ниве образования и педагогики неподвластно времени и по праву вошло в золотой фонд теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения. Невзирая на все заслуги, А. А. Захаренко, который принес большую пользу украинству, нашим государством еще должным образом не оценен. Именно это побуждает нас снова и снова обращать особенное внимание на неотложность решения этой важной проблемы.

Если педагогическая общественность уже не один год так настойчиво задается вопросом о присвоении за выдающиеся трудовые достижения Захаренко Александру Антоновичу звания «Героя Украины» (посмертно), то для этого, как мы видели, есть очень веские основания. Питаю надежду, что Президент Украины Владимир Зеленский осознает, насколько значимым, каким очевидным проявлением моральной культуры станет его указ относительно достойного чествования светлой памяти такого Великого Учителя как А. А. Захаренко.

Юрий КИЛИМНИК, кандидат философских наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ