Как национальный поэт, который прославлял героические страницы прошлого, гетманов и казачество, свободу давней, но еще не забытой Украины, Шевченко удостоен внимания, поддержки и уважения даже украинских панов Левобережья. Которые в 1843—1847 гг. встречали его в своих имениях как выдающегося человека, талантливого поэта и художника. Но так было лишь до того времени, пока Тараса Шевченко российская власть не объявила государственным преступником.
Поэтому понятно, что при таких условиях о каком-то публичном, общественном почтении народного поэта (например, в 1858 году, когда исполнилось двадцать лет его поэтической деятельности) не могло быть и речи. Хотя какое «двадцатилетие»?.. Когда оно включало десять лет непередаваемо тяжелой неволи-солдатчины.
Почтение началось только после смерти украинского Титана. Когда царизм, казалось бы, перестал бояться мертвого поэта. Однако такое продолжалось два-три месяца... И уже с начала перезахоронения нашего Кобзаря на высокой каневской круче власть опять взялась преследовать Шевченко, запрещая его творчество и даже упоминание о нем.
Но через несколько недель после черного утра 26-го февраля 1861 года (дата старого стиля) не первым ли чествованием поэта стал литературный вечер 14 апреля в Петербуржском университете. Организованный его профессором и большим другом Шевченко Николаем Костомаровым, которому Тарас посвятил до щемящей боли такие страшные строки:
«Дивлюсь: твоя, мій брате, мати.
Чорніше чорної землі
Іде, з хреста неначе знята...»
(Написано после ареста участников Кирилло-Мефодиевского братства, во время пребывания в казематах Петропавловской крепости).
Костомаров выступил перед студенчеством со своими воспоминаниями о Великом Украинце. Они, как и выводы известного историка, были очень смелыми и пророческими. Под пылкие аплодисменты благодарных слушателей он заявил, что имя Шевченко — бессмертно. Как и его творчество. Потому что он — непокоренный Прометей, верный сын своего народа, которому служил до последнего вздоха и отдал за него, за Украину свою жизнь!..
Второе чествование Великого Поэта состоялось через две недели, 27-го апреля 1861 года, литературно-музыкальным утренником в зале дворянского собрания в Петербурге (в настоящее время помещение филармонии). Его организовало Общество для помощи бедным литераторам и ученым (больше известного как Литературный фонд). Оно было основано осенью 1859 года, и среди его членов-основателей вместе с известными писателями Иваном Тургеневым и Николаем Некрасовым, а также редактором-журналистом Николаем Чернышевским и другими выдающимися людьми, значился и Тарас Шевченко.
Мероприятие предусматривало две цели — почтить память недавно умершего Кобзаря и собрать средства для помощи его родственникам.
Поэтому сначала на нем прозвучало немало теплых, проницательных слов о прославленном украинском поэте, которого многие из собравшихся хорошо знали и искренне уважали. Воспоминания, рассказы о встречах с Тарасом никого не оставили безучастными. Как и следующий благотворительный концерт. О нем следует сказать отдельно и обстоятельнее, ведь его организатором и активным действующим лицом стал близкий приятель покойного Тараса («брате-друже мій єдиний Семене!..» — так он его называл), выдающийся певец и композитор, артист императорских театров Семен Гулак-Артемовский, которого, к слову, петербуржская публика, как и широкая общественность, знали лишь как Артемовского.
Но еще раз напомним о назначении концерта — сборе средств для родственников Шевченко.
И здесь следует сделать небольшое отступление и объяснить суть дела, что берет начало за год до этих событий. В марте 1860 года упомянутое Общество литераторов обратилось к помещику родного Тарасова села Кирилловки Валериану Флиорковскому с просьбой освободить братьев поэта Никиту и Йосипа, сестру Ярину с семьями от крепостной зависимости (Тарасова старшая сестра Екатерина Красицкая уже умерла), мотивируя тем, что они близкие родственники выдающегося, уважаемого в Украине и России человека. И помещик освободил своих одиннадцать крепостных душ, дав им личную свободу. Но... Без нив и других земель... Даже их подворья, в частности и хаты, оставались собственностью помещика!..
Такая «воля» возмутила и Тараса, и его родственников. Тем более что провозглашенный через несколько дней после смерти поэта Манифест царя Александра ІІ об отмене крепостного права предусматривал освобождение крестьян с землей. Правда, они ее у помещиков должны были выкупить. Но земельная кабала, которая растянулась в Российской империи (с выкупом) на долгие десятки лет, — тема другого разговора.
В этом же случае мудреный кирилловский помещик так обставил дело, что братья Шевченко и сестра даже не имели права на выкуп земли!.. И вернули его себе аж в 1865 году после бюрократических скитаний-обращений в разные государственные структуры.
Но, как бы там ни было, именно концерт 27 апреля должен был собрать (и собрал) достаточно большую сумму средств, чтобы самые близкие Тарасовы родственники имели за что выкупить у прежнего пана свои земельные наделы. То есть выполнить то, что не дала сделать Шевченко преждевременная смерть.
Следует сказать, что концерт имел огромный успех!.. В нем прозвучали украинские песни. И именно те, которые знал и любил Великий Кобзарь. Который, как известно, и сам был необыкновенным певцом... И знал множество народных песен...
Очень талантливо пели друзья-коллеги Семена, известные артисты российской оперной сцены Дарья Леонова и Федор Никольский. У первой было замечательное контральто, а у второго (тенор) голос был чрезвычайно красивого тембра... Леонова тогда пропела преисполненные глубокого лиризма песни «Ой вийду я за гайочок» и «Зелений барвінку»...
Замечательно исполнил песни и певец-самородок, любитель музыкального искусства В.Чумачевский. Это были и сегодня известные и популярные народные песни «Ой не шуми, луже», «Ой дівчина по гриби ходила» и «Ой крикнула лебідонька».
Этот же певец вместе с любительским мужским хором как солист исполнил и очень патриотическую песню о Морозенко и сербскую народную песню со смешанным хором.
Согласованно прозвучала и веснянка в женском хоровом исполнении.
Настоящим украшением концерта стало выступление Семена Артемовского, который возвышенно исполнил украинский романс «Гуде вітер вельми в полі» на слова еще одного незабываемого друга Тараса из Черниговщины Виктора Забилы (музыка Михаила Глинки) и украинскую народную песню в собственной обработке «Стоїть явір над водою», посвященную Великому Кобзарю.
Концерт растрогал его слушателей до самой глубины души и сердца. Как писала через несколько дней популярная газета «Северная пчела»: «Все, кому была дорогая память Шевченко, пришли на этот концерт, и немало глаз было маслянистыми и влажными...»
Конечно, после этих слов ничего прибавить...