Он немного не дожил до 52 лет. 30 ноября Ярославу Стельмаху исполнилось бы 60. Он из того поколения, которое возмужало и повзрослело, пережив подростковую эйфорию хрущевской оттепели. И смело вошло в новую жизнь, чтобы сделать ее лучше, чем до сих пор. За годы своего до боли короткого существования на этой «такой удивительной Земле» он успел сделать значительно больше, чем его ровесники, которые сегодня живы и обвешаны титулами, званиями и наградами. Но еще больше замыслов осталось неосуществленными.
Ярослав Стельмах — сын Михаила Стельмаха, известного романиста, автора произведений «Хліб і сіль», «Кров людська — не водиця», «Щедрий вечір». Сам Ярослав считался лучшим современным украинским драматургом последних десятилетий. Его пьесы «Драма в учительській», «Привіт, синичко», «Кохання у стилі бароко» и многие другие оказались самыми востребованными в репертуаре украинских театров. Ярослав Стельмах — автор восьми киносценариев. Он переводил драматургию Э. Олби, Н. Саймона, Дж. Вассермана.
Даты проходят, а интерес к его книгам, к спектаклям по его пьесам — неугасаемый. Ярослав Стельмах остался в нашей памяти как откровенный, «колючий» и доброжелательный, ироничный и очень талантливый друг, учитель и соучастник нашего подтрунивания над несуразностью и откровенной мерзостью, которыми порой преисполнена окружающая действительность. И все же главное достижение этого Мастера — доверие к нему, как к самому близкому человеку, достойному стать свидетелем наших самых сокровенных переживаний. Героям Я. Стельмаха выпала такая судьба — носителей исконного архетипичного начала загадочной «славянской души» — приоритета душевной полноты перед полнотой кошелька, неудержимой свободы духа, которая идет впереди рассудительности по отношению к собственной жизни. Самый первый жизненный принцип, которым они руководствуются, — красота и естественность поступка превыше его осмысления, полезности и безопасности. Поэтому поступки его литературных и драматургических героев не понимают умеренные, «правильные» персонажи...
Жизнь лучшего драматурга Украины трагически оборвалась на взлете, и утрата эта действительно невосполнимая. Он был чуть ли не единственным современным автором, пьесы и переводы которого шли по всей стране, и уже это одно давало надежду, что пропасть между сценой и литературой может быть преодолена. Этим была вызвана и заботливая обеспокоенность Ярослава судьбами молодых драматургов Украины.
Дружеские объятия Ярослава всегда были какими-то теплыми, осторожными, защитными. Казалось, что у него внутри горел тихий ясный огонь — не пылал факел и не коптела свеча и не трещал костер. Это была лампада — достойная, чистая. Но горела она не тихо, мирно и отстранено, а трепеща, замирая и вспыхивая. Ее теребили ветра страстей, впечатлений, вдохновения, о чем благородно, изыскано и талантливо рассказала в своей книге воспоминаний о Ярославе «Мой кот по тебе соскучился...» верная подруга и берегиня мастера — Людмила Стельмах.
Но лампада Ярослава была защищена красотой души, мощью таланта, изысканностью мастерства, силой достоинства и зрелостью разума!
Живут его произведения.
Живет Фонд Стельмахов, будет жить фестиваль молодой драматургии памяти Ярослава Стельмаха. Разве это не знаки бессмертия Мастера?!