Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без князей Глинских наша история была бы неполной

Размышления около массивного креста на опушке леса на берегу Ужа
23 января, 2014 - 20:03
ДАНИЛО КУЛЫНЯК ЧИТАЕТ СВОЮ ПОЭМУ «МЕЧЕНЫЕ АТОМЫ» НА МОГИЛЕ КНЯЗЯ ГРИГОРИЯ ГЛИНСКОГО / ФОТО АНАТОЛИЯ ЗБОРОВСКОГО
ГЕРБ ГЛИНСКИХ

На опушке леса на берегу реки Уж, или, как ее здесь называют, Уша, на грани «зоны отчуждения и безусловного отселения» в Полесском районе Киевщины, сохранился массивный каменный крест, на котором еще можно разобрать выбитую дату, — 1503 и остатки какой-то надписи. Это — братская могила тех, кто погиб здесь в битве, о которой в «Хронике польско-литовско-жмудской и всей Руси» Матвея Стрийковского под годом 1503 указано; «тот же осени 1503 на реке Уше Князь Федор Иванович Ярославович и Князь Юрий Иванович Дубровицкий и князь Григорий Глинский, староста Овруцкий, сточили битву с Татарами перекопскими, и там по допущению Божию, поражено было войско литовское от Татар и убит князь Григорий Глинский и при нем Горностай». Поэтому, вероятнее всего, что под тем каменным крестом вместе с другими павшими в битве с татарами успокоился и прах князя Григория Глинского — одного из представителей независимого могучего украинского княжеского рода ХІ— ХVI веков.

Я впервые побывал в этом месте в день Чернобыльской катастрофы в апреле 1986, о чем рассказал в одном из разделов поэмы «Мічені атоми, або сліпий політ», во второй раз аж через 27 лет. За эти годы опушка заросла и место одичало окончательно, а крест как будто бы уменьшился, увяз в землю где-то на полметра. Расположенный на опушке леса заболоченной заводи да еще и на насыпном кургане, он заметно выделяется на местности, как будто оберег над берегами вечной реки. Вот только рушников на нем уже не было — по-видимому, умерли уже две сестры — полячки с лесного хутора, присматривавшие за ним, и каждый раз на Пасху повязывавшие рушники. Поэтому мы привезли рушники с собой. Мы — это небольшая импровизированная народоведческая экспедиция Всеукраинского благотворительного фонда имени Петра Калнышевского во главе с председателем правления Фонда Иваном Ришняком, писательницей и журналисткой Натальей Околитенко, поэтессой Людмилой Гнатюк, учительницей Валентиной Ришняк, писателем Владимиром Коскиным, директором Ирпенского краеведческого музея Анатолием Зборовским и автором этих строк. Руководителем был местный краевед Александр Солодар.

Во время этой экспедиции библиотекам Полесского района подарены сотни экземпляров книг. В составе экспедиции есть представители и родного гнезда князей Глинских — местечка Глинск, что на Роменщине. Пришли к этой малоизвестной могиле как на паломничество для того, чтобы почтить память павших и напомнить о них нам.

Без князей Глинских история Украины была бы просто неполной. Один из них, как мы уже знаем, Григорий, погиб за Украину в бою с татарами. Второй. черкасский наместник князь Богдан Глинский в 1498 году со своими «казаками» — а именно так назвал его воинов татарский хан, напал на татарскую крепость Эзи/Очаков/... Но чуть ли не самой яркой фигурой среди них был князь Михайло Глинский, о котором еще Мыкола Аркас в своей «Історії України-Русі» писал: «... Глинский разбил татар до основания и получив большую славу и чувствуя в себе силу, задумал оторвать Украину... от Польши и самому сделаться Великим князем украинским». Поэтому, как продолжает эту же мысль Богдан Сушинский, «в восстании, которое он поднял в 1508 году, пытаясь отсоединить украинские земли от Литвы, а следовательно и от Польши, принимали участие отряды казаков...» Михаил Глинский отыскивает сообщников среди местных украинских аристократов и начинает собирать войско. Целью восстания было, на первом этапе, создание великого княжества киевского, вокруг которого впоследствии можно было бы собирать земли, которые входили в свое время в состав Руси-Украины.

Будем считать выступление князя Глинского одной из самых заметных попыток возродить независимую Украину. И было бы справедливо, если бы мы утвердили в истории нашего государства то место князя М. Глинского, которого он заслуживает.

Да, и это восстание через измену вроде бы союзников М.Глинского потерпело поражение, хотя сначала повстанцы получили ряд серьезных побед. Но это было чуть ли не первым сугубо украинским восстанием за освобождение Украины и создание украинского государства.

Кто же он, Михайло Глинский? Михайло Львович воспитывался при дворе немецкого императора Максимилиана, получил прекрасное европейское образование. Впоследствии служил Альбрехту Саксонскому, польскому королю. После поражения восстания 1508 года за создание украинского государства в форме княжества, поселился в Москве. Всегда был зажиточным человеком. В 1526 году его племянница Елена Глинская вышла замуж при великом князе московском Василии III и стала матерью царя Ивана IV, более известного как Иван Грозный. Командовал московскими войсками в войне с Литвой и Польшей. Чуть ли не самый образованный человек при дворе московского царя, он был одним из самых влиятельных политических деятелей того времени, талантливым полководцем. Но давняя мечта о создании независимого украинского государства не оставляла его, и он продолжал деятельность для ее реализации. Он начинает тайные переговоры с польским королем Сигизмундом. В 1534 году за участие в заговоре при московском дворе был арестован и вскоре в возрасте 64 лет умер в московской тюрьме. Жена же его брата Василия Анна Глинская, дочка сербского воеводы Стефана, мать Елены Глинской, бабушка царя Ивана IV, пережила мужа на тридцать лет. Она стала монашкой и умерла в 1553 году...

Род Глинских /Мамаевичей, Лексад/ оставил след в истории. Особенно же князь Михайло Львович. Их до сих пор помнит древнее местечко Глинск над Сулой, откуда они отправились в широкий мир.

Данило КУЛИНЯК, писатель
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ