Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Безопасность «иммунной системы»

19 марта, 2005 - 00:00

Очень интересной, своевременной и насыщенной болью за украинскую культуру получилась статья Вадима Дышканта «Время воскресших надежд?» («День», №22 за 9 февраля этого года). Отображение диалога творческого сообщества стало не простым освещением события — констатацией состоявшегося факта, — а собственно требованием обратить внимание на неотложные проблемы тех источников, из которых питается развитие государства и гарантируется будущий цивилизационный рост Украины.

Статья о наболевшем в сердцах творческого сообщества не оставила без внимания одну из существенных граней проблемы — глубокий застой в отечественном книгоиздательстве. Поэтому вызывают особое уважение те энтузиасты книгоиздательского дела — участники «круглого стола» «Политика в сфере культуры: партнерство творческого сообщества и государства», которые откровенно говорят о потере уважения к украинскому слову, к украинской книге, обеспокоены потерей интереса к украинской истории и культуре. И в то же время, как не взгрустнуть от откровенности: «...украинские художники сейчас находятся в гетто, поскольку изолированы от своего народа, который удовлетворяет свои культурные потребности только 5—10 процентами национального культурного продукта». Поэтому гармонично ложится как «лыко в строку» пожелание видеть рулевых сферы культуры с высокопатриотичными культурными вкусами и личными увлечениями.

И все же, согласитесь, эмоции хоть и обогащают восприятие, но не наполняют конструктивным содержанием стремление решить проблему. Поэтому, возвращаясь к сугубо практической грани, — к искренней заботе о том, что отечественное книгопечатание (возьмем в качестве примера) так и не стало бизнесом за годы независимости, будет удобнее оперировать категориями бизнеса. Тем более, что такой подход отвечает одному из определений культуры как результата материализации нематериальных граней общественной деятельности.

То есть, например: спрос диктует предложение. Но ведь спрос формируется именно тем «народом на Майдане», тем «суетливым народом, обреченным с благоговением взирать на своих недосягаемых социальных богов». Понятно — невзирая на то, что властные корни за последние годы прекратили питать дерево национальной культуры соками, его необходимо насыщать удобрением наших пожеланий и рассуждений. И в то же время, как настоящим хозяевам, брать элитные свежие веточки и прививать их к стволам окружающего дичающего молодого сада с целью сохранить и развить селекцию обильной и богатой культуры. Такие поэтические сравнения могут показаться несвоевременными относительно реального сегодняшнего дня, но соответствующими желанию видеть в будущем властные структуры с двухсторонней проводимостью. Структуры, сформированные из королей и окружения, которое их делает. Королей, воспитанных на основах высокой общей культуры. Почему-то не находится других рецептов для создания и упрочения иммунной системы защиты совести и здравого смысла от вируса властной близорукости!

И кому же в таком случае заботиться о будущем культуры, в том числе и общей культуры, как не творческому сообществу? О будущем чистоты слова, которым эта культура передается и развивается? О будущем истории нашей страны? Извечная нерушимость логики в изречении: «Имеем то, что имеем» порождает у сознательных людей вопрос: «А что будем иметь завтра?» Потому что будем иметь все — от олигархов и элиты до «суетливой букашки». А будем иметь мы то, что сегодня вырастим. Потому что очень больно слышать и, по-видимому, тяжело привыкнуть (нельзя привыкать!) к грубым словам в разговорах третье-, пятиклассников, которые уже стали для них нормой... Их потенциал как носителей национальной культуры и потребителей творчества уже ставится под большое сомнение. Это так, очень деликатно! В то же время становится однозначным ответ на поставленный вопрос, откуда взяться спросу на отечественную книгоиздательскую продукцию. Логично ожидать, что спустя незначительное время уже и 5—10 процентов будут казаться весомыми.

Акцентирование только на нескольких узловых моментах в плоскости первопричин проблематики украинской культуры болезненно поражает. В таком случае кажутся подходящими рассуждения перспективного отечественного кинорежиссера Олеся Санина относительно целесообразности заботы о проблемах национальной культуры не только Минкультом, но и СНБОУ и СБУ. Потому что если уже художники — люди с академическим подходом к практической жизни — бьют в набат, что единственный потребитель и носитель национальной культуры — массовое сознание находится под влиянием иностранных интересов, то вообще, о каких уже национальных проблемах и перспективах следует рассуждать? И в таком случае не вызывает удивления сочетание понятий «национальная культура» и «национальная безопасность».

Следует благодарить столичных художников и, в частности, координатора «круглого стола» Сергея Проскурню за своевременную инициативу и надеяться на продолжение творческого диалога по упомянутой проблематике. Возможно, диалога с расширенным кругом участников, с наработкой согласованных рекомендаций руководству государства. Ради этого стоит объединить сегодня усилия художников с работниками образования, аналитиками, социологами и тому подобное. В то же время становится понятным, почему автор- профессионал в названии статьи «Время воскресших надежд?» поставил знак вопроса. С раскрытием содержания мероприятия, как желания поставить волнующие вопросы перед властью, до общественности доводится необходимость что-то делать. И это дело не только самих художников. Если воспринимать государство, власть как общественный компромисс, то именно обществу и положено заботиться о собственном будущем. Будущее, которое оно по существу доверило создавать действующей власти. То есть обществу в форме его общественных профильных объединений и быть тем контролирующим и указывающим фактором в деятельности правительства по защите интересов собственного народа. Быть тем самым обратной связью, «посохом слепого», который не позволит любым, даже «случайным», рулевым завести общество в бездну культурного обнищания и деградации. Именно эти общественные объединения писателей, издателей, режиссеров, актеров, художников, композиторов, библиотекарей, журналистов и есть тот неисчерпаемый ресурс главы комитета ВР по вопросам культуры и духовности и вице-премьера по гуманитарным вопросам. И ближайшее будущее должно показать их готовность воспользоваться этим ресурсом для воскрешения наших надежд.

Павел ДУБРОВ, преподаватель Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ