Одним из представителей знаменитой львовской братии межвоенной эпохи является Богдан Мацив, который увидел мир в городе Льва 12 августа 1925 года. С началом немецко-советской войны Богдан вступил в Юношество ОУН, а в 1943 году заявил о своем желании идти в Украинскую дивизию «Галичина», прошел рекрутскую выучку в Гайделягре, а подстаршинскую пехотинскую подготовку — в Ляуэнбурге, впоследствии окончил старшинскую школу — в Прозечницах, на Чехословатчине. Пройдя с этой Украинской Дивизией весь боевой путь на войне, после ее окончания был в плену союзников в Римини, а потом — в Англии. После освобождения из плена в декабре 1948 года нашел себе работу на заводе по переработке хлопка в местности Саут Болтон, по вечерам же посещал профессиональные курсы и активно изучал английский язык. В 1949 году уехал в Западную Германию, в Мюнхен, и там включился в труд Краевой связи (КС) заграничных частей ОУН, впоследствии вернулся в Великобританию и находился там вплоть до прекращения деятельности этой засекреченной КС.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРУД В МОНРЕАЛЕ
...В Лондоне Богдан Мацив продолжал обучение в Политехническом институте, который окончил в 1956 году, а уже осенью этого же года эмигрировал вместе с женой Еленой в Канаду, в Монреаль, где работал на химическом заводе, вплоть до выхода на пенсию в 1985 году.
После переезда из Англии в Канаду в ноябре 1956 года пан Богдан сразу же включился в общественный труд в городе Монреале, его дети и жена были членами Пластовой станицы, а сам он стал активным членом Пласт-Прията, ежегодно помогая в подготовке помещений к пластовым лагерям в пластовом жилище «Батурин», помогал также в технических делах, организовывал разные мероприятия по сбору средств на пластовую подготовку. Каждый год он принимал участие в организации тогда очень популярной Пластовой Маланки для украинской общины Монреаля.
Когда в 1984 году началась информационная война и преследования дивизионщиков со стороны центра Симона Визенталя, Богдан Мацив стал одним из соучредителей «Общества обороны доброго украинского имени» при Монреальском отделе Конгресса украинцев Канады. Общество возглавил известный историк, д-р Роман Сербин, а пан Богдан был секретарем и впоследствии — председателем этого Общества. Как известно, члены общества, как свидетели, принимали участие в процессе судьи Жюля Дешена в Оттаве.
В том же 1984 году пан Б. Мацив был избран председателем Монреальской станицы Братства дивизионщиков 1-й УД УНА и им оставался вплоть до ее ликвидации в декабре 2012 года, в то же время он был членом Главной управы Братства дивизионщиков.
На протяжении многих лет Б. Мацив занимался упорядочением архивов Дивизии и издательской деятельностью. После десяти лет воодушевленного труда он создал четыре комплекта альбомов (каждый по шесть альбомов — вместе более 1000 фотографий). Эти комплекты были официально переданы в государственные архивы в Оттаве, Вашингтоне, Киеве и Львове. После окончания этого труда Богдан Мацив решил издать Альбом — «Історія Дивізії у фотографіях».
В 1992 ГОДУ ВПЕРВЫЕ ПОСЛЕ 49 ЛЕТ ПРЕБЫВАНИЯ НА ЧУЖБИНЕ ПОСЕТИЛ ЛЬВОВ
В 1990 году Богдан Мацив стал представителем Фонда помощи детям Чернобыля в Монреале, организовал сбор средств и пересылал их в Управу этого Фонда в Торонто. Эти обязанности он исполнял приблизительно в течение десяти лет. С большой радостью и чрезвычайным удовольствием он путешествовал с женой по родным землям. Пан Богдан только в 1992 году получил возможность вернуться в свой родной Львов, это впервые после 49 лет пребывания на чужбине. Тогда, когда заявил о своем желании идти в Дивизию в 1943 году, такая судьба ему даже не снилась. После этого супруги Мацив посещали Украину очень часто и старались осмотреть как можно больше родных просторов. Даже отыскали родственников жены Елены из дома Дергач на Виннитчине, неподалеку от исторического Тульчина. Этим семья Мацив обязана сейчас покойному Юрию Ильенко, который обещал, будучи в Канаде, с ними туда поехать, и это обещание он добросовестно выполнил. Побывали супруги Мацив и в Харькове, Днепропетровске-Сичеславе, Одессе, а в 1995 году посетили единственную украинскую школу в Донецке, которой финансово помогала Монреальская станица Братства дивизионщиков.
Последний раз Богдан Мацив с женой, сыном, внучкой и внуком были в Украине в 2008 году. Приятно было смотреть, как они с радостью ходили по Львову и, днем и ночью, чувствовали себя как дома (в Киеве русский язык им была непонятен, а во Львове язык больше напоминал им язык дедушки и бабушки). Все путешествия по Украине, часто в обществе дочки Кристины, визиты приносили им всем много радости и удовольствия...
ИСТОРИЯ В 278 РЕДКИХ ФОТОГРАФИЯХ
Во время презентации книги-фотоальбома Богдана Мацива «Українська дивізія «Галичина»», которая состоялась 24 октября 2009 года во Львовском музее этнографии и художественного промысла отмечалось, что издание, автором которого является старшина дивизии, уроженец Львова, — это история в 278 редких фотографиях о боевом пути «Галичины» во время Второй мировой войны с момента основания добровольцами Галичины в 1943 году и до освобождения из плена воинов в 1949 году и дальнейшей их судьбе. Сам же пан Богдан не смог прибыть на упомянутую презентацию, однако в своем письме от 20 октября 2009 года он писал, что «...Альбом издан для читателя в Украине. ....в Украине, в послевоенное время, информация подана с перспективы стереотипов советской действительности. Поэтому именно решил, что после восемнадцати лет существования самостоятельной Украины пришло время, чтобы противодействовать именно тем мифам, которые советская пропаганда настойчиво вбивала людям в головы, а именно, что те, кто добровольно заявили о своем желании вступить в ряды Дивизии «Галичина», это фашисты — изменники Родины... а жаль — и сегодня слышим подобные голоса... Между двумя мировыми войнами молодежь Галичины была воспитана в патриотическом духе. Примером для них служили Сечевые Стрельцы и воины Украинской галицкой армии. Эти воины были патриотами своей родины — Украины, и никто в то время не упрекал их, что они носили мундиры чужого государства. Все понимали, что этого требовала тогдашняя действительность — печальная действительность бездержавного народа. Ветераны тех войск стали ведущими членами галицкого общества, стали профессорами и учителями учебных заведений, и поэтому имели большое влияние на младшее поколение. Всем известно, что в 1943 году часто целые классы выпускников гимназий, в разных городах Галичины, вместе со своими учителями, заявили о своем желании идти добровольцами в ряды дивизии «Галичина». В 1943 г. уже было ясно, что Германия проигрывает войну, и все ждали случая, чтобы завоевать свободу Украины от советского террора. Но для этого не хватало военных знаний и оружия. Какой выбор был у нас в это время? К кому может обратиться бездержавный народ? Мы осознавали, что оружие и выучку никто даром не даст, что за это придется заплатить, возможно, даже жизнью. Это мои скромные мысли о том, почему именно 80 тысяч молодежи Галичины решили вступить в ряды Дивизии. Надеюсь, что «Альбом» даст ответ читателю на многие вопросы...».
«...Прекрасная страна, наша Родина, наши родные земли, — убежден 90-летний Богдан Мацив, который с юношеских лет «звик волю шанувати», — беспокоимся о ее судьбе и все надеемся, что все изменится к лучшему. Поэтому и не удивительно, что дочь Кристина еще до сих пор живет в Украине. Уехала вроде бы на один год, а здесь уже 23-й начался. На сегодняшний день, когда в борьбе против московского оккупанта на Донбассе закаляется украинская нация, жестокие условия военного времени просто обязывают нас всех из рода-племени украинцев, — как на Материке, так и разбросанных по чужбинам, — снова и снова становиться на защиту нашей родной земли, всеми силами помогать нашему такому обездоленному, но такому сильному духом и героическому народу, который вместе, всем миром, встал на защиту не только своей Отчизны, но и всей мировой цивилизации...».
Поэтому думается, что еще долгое время пан Богдан, как настоящий воин-патриот, — такой же одержимый и динамичный, как в далекой юности, которая пришлась на военное лихолетье, один из немногих из межвоенной «львовской братии» будет оставаться на страже обороны Украины, потому что в его сердце до сих пор горит идея настоящей украинской государственности.