Только святой человек может принять в себя, в свое сердце Святой Дух и жить Им, быть в Нем, быть в Иисусе Христе.
Поэтому неправильно утверждать, что «живой приход — место встречи с живым Христом». Потому что он, как сообщество, общество или собрание верующих, может быть, как и отдельный человек, — парализован или бездеятелен, или действовать в неправильном направлении. Если наша вера реализуется через евангельские ценности, знания и практическую деятельность, то должны честно, открыто и правдиво признать, что сегодня едва ли не всю свою деятельность Церкви через своих священнослужителей направляют на проповедь первых двух принципов и тем самым призывают всех признать их важность. Но между ценностями, знаниями и отношениями к ним, а вернее, их применением и практической реализацией в жизни, к величайшему сожалению, есть большая разница. То есть им можно учить, призывать других, их ценить, уважать, принимать, а о важнейшем, как их воплотить в своей жизни, — обходиться только призывами, отговорками: молитесь и просите обо всем Бога и Он вам даст.
Да, Господь никому не жалеет и не отказывает в своей ласке, но всегда остается открытым вопрос о нашем достоинстве принять ее. А определяется оно чистотой нашего сердца, то есть нашей святостью. Чем чище оно, тем меньше в нем тьмы, нечистот зла и греха и больше святости Божьего света. Еще во времена Ветхого Завета Господь призывал: «...Должны быть святыми, потому что Я святой». А в Новом Завете Спаситель заверил, что «блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога». Увидеть — это принять и наполниться Святым Духом Божьим. Поэтому св. ап. Павел в письме к коринфянам сказал: «Вы — храм Божий, и дух Божий в вас пребывает..., храм Божий святой, а им есть вы». Поэтому необходимо покаянием очистить храм нашей души, и тогда поселится в нем Господь. А говорить о святом приходе — это, в первую очередь, говорить о святом парохе, добром пастыре, духовном отце, учителе, враче — о том, кто первый идет дорогой святости и за собой ведет своих прихожан.
Да, призыв к святости весьма величественный, но другого не дано. Нет иной дороги к Богу, к счастливой вечности, кроме — дороги святости. Разве может быть компромисс между святостью и грехом, между добром и злом? Разве можно соединить свет и тьму, любовь и ненависть, кротость и злобу? «Кто не со мной, тот против Меня. Не можете служить Богу и мамоне», — сказал Господь.
Приход — это только одна клетка большого организма Вселенской Христовой Церкви. Поэтому правильно и логично после него (прихода) говорить о святом деканате во главе со святым деканом, о святой епархии со святой курией (управлением) во главе со святым архиереем и святым Главой Церкви со святой Патриаршей курией.
Взаимоотношения между всеми священнослужителями должны быть честными, чистыми, открытыми, искренними, дружелюбными, при полном отсутствии пренебрежительности, напыщенности, кичливости, лукавства, лицемерия, двуличия, крючкотворства, задабривания, очернения, подкупа, фальши и т. п. А всякое взаимопожертвование и попытка угодить не себе, а своему брату — сослужителю, помочь ему во всем, в чем он нуждается, поднести его как можно выше, уступив ему место, — это, согласно науке Небесного Учителя, и является исполнением заповеди любви. И ничто иное, а только это как можно лучше может свидетельствовать, что мы — Его последователи. «Из этого все познают, что мои вы ученики, когда любовь взаимную будете иметь», — сказал Спаситель.
Если бы мы все были такими, то, несомненно, мы быстрее переродились бы, преобразились бы и к лучшему изменили бы все наше общество: нашу нацию, народ, власть и государство, и не было бы сегодня того катастрофического состояния, в котором мы находимся, о котором разве что глухой не слышит, слепой не видит и немудрый не осознает.
Наше общество — это отражение нашей Церкви, и наоборот. Следовательно, болезни общества происходят от болезни Церкви...
Постоянно слышим и говорим об экономическом, финансовом, политическом и других кризисах. А все они происходят от духовно-морального кризиса. Поэтому в первую очередь необходимо его решить, чтобы что-то у нас поменялось к лучшему. У нас даже лучшие законы из-за черствости, безразличия, личной выгоды и т. д. разбиваются о нерушимую стену их несоблюдения.
Церковь, как многие признают, имеет у нас самое большое доверие. Поэтому должна была бы Она использовать этот случай и как первая самая влиятельная и важнейшая Воспитательница народа должна бы была, соответственно, и воспитать его.
Что же, живем в последние времена. Пророческие слова Спасителя и апостолов об отступничестве от веры и духовно-моральном упадке явно сбываются на наших глазах. О важности веры и необходимости духовного возрождения еще говорим. Но каждый раз тише, и призывов этих становится все меньше. Зато все громче звучит призыв новой безбожнической идеологии (в действительности старой, как мир, потому что происходит от дьявола — отца греха, зла и лжи): «Не бойтесь быть собой. Вы — мерило всех земных ценностей и своего счастья. Вы можете делать все, что нравится и чего вам хочется, и никто не имеет права вас за это судить».
Мир погружается во тьму зла и хаоса. А конец известен, и он — не за горами...
Многие святые прозорливые старцы предвидели эту ужасную картину нашего времени. Вот как очень метко сказал об этом преп. Серафим Вырицкий (1866—1949 гг.): «Наступит время, когда не гонение, а деньги и искушения мира этого отвернут людей от Бога и погибнут больше душ, чем во времена открытого богоборства. С одной стороны, будут возводить кресты и золотить купола, а с другой — наступит царство лжи и зла».
А разве мы, христиане, и наши Церкви отгородились и не принадлежим к этому царству? Разве не материальное у нас взяло верх над духовным и стоит на первом месте? Хотя мы об этом и не говорим, но этим живем. А лучшим свидетельством этого являются наши земные сиюминутные достижения, ради которых часто жертвуем своей совестью и всем святым.
Карьера, высокая должность, «крутые» автомобили, дворцы и т. д., собственно говоря, и являются теми свидетелями. Мучаем ли себя вопросами о собственном состоянии души, является ли она храмом Божьим, наполнена ли жертвенной любовью ко всем без исключения ближним? Видим ли мы в ближнем Христа и как Христос относимся к нему? Почему о честности и справедливости, как основных созидательных принципах в обществе, государстве и Церкви, мы даже и не вспоминаем? Администрирование, чиновничество и финансовое наполнение сегодня являются определяющими и важнейшими в наших епархиях и Церквях. Обряды, требы, чины стали самодостаточными, потому что буква и форма взяли верх над духом и содержанием. Не в этом ли вина нас, священнослужителей? Мы только радостно удовлетворяем потребности наших прихожан, молясь за их телесное здоровье и всякие земные успехи. А о святости и спасении души почти не говорим.
Да, действительно, мы словно те обрядомаги, шаманы, требоисполнители, наемники, заробитчане, артисты...
Папа Пий ХІІ говорил: «Если священнослужителю (епископу, священнику, диакону, монаху, верянину. — о. М. М.) не хватает святости, то ему не хватает всего». А мы о нашей святости, то есть о ее отсутствии, и не говорим. Скажем, можно ли вылечить физическую болезнь, не исследуя причину ее возникновения и гиблого действия на организм, чтобы правильно поставить диагноз и назначить соответствующий курс лечения? Конечно, нет. А как мы — духовные врачи, исследуем болезни наших душ и душ наших верующих, какие есть грехи, чтобы их не допустить, чтобы ими не заболеть? Как этому учим наших верующих? А, говоря по правде, мы о результатах и не заботимся, не переживаем и не сопереживаем. Нам главное — исполнить определенный обряд, а там пусть действует Господь... Но это нельзя тогда назвать пастырством и духовным сопровождением...
Сегодня у каждого из нас должна состояться личная Пятидесятница. Не обязательно в день этого праздника, а в любое время, в любой день года после глубоко осмысленного обращения к Богу, раскаяния за свои грехи и принятия Святого Духа в свое сердце. Эту реальность пережили тысячи и тысячи праведников и святых. Ее удостоится и переживет каждый из нас, когда станет на путь святости и будет идти им.
Вот это и есть спасительный путь реального перерождения, преображения и воскресения нашей нации, народа и государства.