Как хорошо, что «День» опять вернулся к наболевшей проблеме о том, как живется в Украине нашей интеллигенции. Это одна из движущих сил общества, ее «мозговая» составляющая и от того, как она чувствует себя в нынешних непростых социальных условиях, зависит полноценное развитие государства и накопление ним интеллектуальной, если хотите, силы.
Приятно, что мои размышления о судьбе национальной интеллигенции вызвали определенный резонанс среди читателей «Дня», и тем самым они в своих отзывах расширили круг проблемы, высказывая ценные мысли и предложения относительно того, как же государство должно относиться к своей интеллектуальной элите, среди которой немало тех, кто чувствует себя беззащитными, а иногда и беспомощными под натиском рыночной стихии. А она, как известно, не всегда имеет в Украине цивилизованные формы, а поэтому талантливые специалисты в поисках лучшей жизни вынуждены покидать Родину, ехать на заработки в другие страны Европы, американского континента, или идти на базар и торговать там, чтобы как-то свести концы с концами. Таких примеров у нас, к сожалению, множество, когда не имея надежной социальной защиты, учителя, медики, работники культуры вынуждены переквалифицироваться. От этого очень страдают целые гуманитарные отрасли: наука, культура, искусство.
По-своему раскрыл причины отношения к интеллигенции тех, кто при власти, в своем отзыве к моей статье «Национальная интеллигенция в современном измерении» («День» за 25 июля этого года) активный читатель газеты и постоянный комментатор ее актуальных публикаций Сергей Зинченко. Он высказал мнение о том, что наше общество еще не преодолело в себе тоталитарное прошлое, а, соответственно, и отношение к интеллектуалам, к людям независимым по духу в Украине не очень хорошее. Большинство власть имущих не очень любят тех, кто имеет четкую гражданскую позицию, чувство собственного достоинства. Среди этих вельмож, действительно, еще немало тех, кто мыслит и действует тоталитарными категориями, потому что они или воспитаны в духе коммунальной психологии, или унаследовали ее от кого-то другого. Когда в чиновничьем кресле появляются люди ограниченные, малообразованные, но с достаточно с развитым «хватательным» рефлексом, тогда и отношение у них такое же к тем, кто их умнее. Они могут унизить, а то и оставить без работы, когда подчиненные, скажем, осмелятся возражать самодурству какого-то бюрократа, проявлять недовольство от его разнузданности, а то и хамства. Нередко именно вследствие такой гнетущей атмосферы талантливые специалисты вынуждены оставлять работу и отправляться на поиски другой.
Очень правильные мысли высказал в своей публикации «Дождемся ли совести и стыда от вельмож» («День» за 9 августа 2008 года) Михаил Фалагашвили из Ирпеня, чьи интересные статьи периодически появляются в газете. Автор прав. Люди интеллектуального труда должны иметь свой независимый профсоюз, который бы защищал их интересы, требовал от власти обеспечения достойной жизни ученым, инженерам, учителям, врачам, журналистам, литераторам, работникам культуры, художникам.
Соглашаюсь полностью и с тем, что оплата труда должна быть дифференциированной, но такой, чтобы интеллектуальный труд оценивался в несколько раз выше, чем физический, особенно неквалифицированный. Так, во всяком случае, делается в большинстве высокоразвитых стран. В той же Канаде, где мне пришлось побывать в марте-апреле 1998 года, месячная заработная плата преподавателя колледжа составляла более 4 тысяч канадских долларов, что в перерасчете по тогдашнему курсу составляло более 5 300 гривен. Для сравнения. Сейчас учитель общеобразовательной школы с многолетним педагогическим стажем, со всеми начислениями в Украине получает где-то в пределах 1 500—1 700 гривен в месяц. Очень низкой остается зарплата у работников культуры, особенно на периферии. Как можно им прожить в условиях инфляции, которая у нас стала постоянным явлением.
Тогда, как пишет автор, когда будет обеспечена достойная оплата труда интеллигенции, она будет чувствовать себя защищенной, а вынужденные эмигранты «потянутся» домой. Но на это приходится пока только надеяться. Необходимо и действовать. Голоса нашего профсоюза почему-то почти не слышно, поэтому защитить национальную интеллигенцию от прихотей дикого рынка и социальной неустроенности, к сожалению, некому.