Хочу поведать о новом, надо полагать, успешном, способе приобщения к бизнесу. Это организация и проведение шоу, нет, не эстрадных, а бухгалтерских.
Что здесь нового и общего? Скажете, бухгалтерия — скучное дело и на такие шоу не так уж и пойдут? Не пойдут, а побегут! Только надо создать условия, которые обеспечивали бы аудиторию, аншлаг. Вот в этом и новизна. А общее в шоу, как в эстрадном, так и бухгалтерском, — стоимость билетов. Не беда, что во втором случае билетами служат платежные поручения. Так даже удобнее. Имеются здесь и свои звезды, как и на эстраде.
Я, как свободный пенсионер, решил побухгалтерить в родном автогаражном кооперативе. Делов- то: собрать взносы, сдать в банк и по необходимости произвести (в основном за электроэнергию) проплаты. И, конечно же, какой-то формочкой отчитаться перед налоговой службой.
Наш кооператив — организация неприбыльная. Разберусь. Азы бухгалтерии проходил в вузе. А что не ясно, спрошу у бывалых. Святая наивность! На деле оказалось сложнее отчитаться, чем выполнять непосредственную работу. Сдача отчетов — это настоящий экзамен на выдержку. Сколько различных форм, которые необходимо заполнить! Для нас — поставить прочерки. Но тем не менее эти «пустышки» надо согласовать с соответствующими организациями, с которыми нас не связывает ничего общего.
Например, с теми же коммунальными службами, — не пользуемся ни теплом, ни водой; с облавтодором — не строим дорог; с профсоюзами — не выдаем путевки.
И вот, выстояв несколько часов на лестничных площадках, полюбовавшись евроремонтом здания налоговой администрации, подаешь инспектору кипу бланков форм отчетности.
— Что вы принесли? Поменялась такая-то форма.
— В наших отчетах только прочерки.
— Купите новую форму, поставьте прочерки, подписи, печать. А вообще, надо ходить на семинары! Следующий!
О, вот в этом и весь секрет: надо ходить на семинары. Здесь нет уже опытных и бывалых — всем надо просвещаться. Благо, у входной двери стоят распространители билетов — платежных поручений. В них-то и напечатана тема семинара — «Особенности составления отчетов...» в таком-то квартале. Надо только вписать свой расчетный счет, подписать, поставить печать, провести через банк — и просвещайся в свое удовольствие. А это удовольствие стоит более ста гривен.
Стоимость двухнедельного обучения — 1590 гривен с выдачей свидетельства, и 1320 гривен — без выдачи. Вот это размах! А свидетельство, наверное, тисненое золотом!
Конечно же, нашему кооперативу, существующему на мизерные взносы владельцев гаражей, в основном пенсионеров, не по средствам такое просвещение. Да и разовое посещение решит проблему не надолго. Ведь формы отчетности изменяются постоянно. Например, по пенсионному фонду в течение 1999 года форма отчетности менялась трижды, увеличиваясь в объеме от одного до трех листов. Напрашивается вывод, что столь частые изменения содержания форм отчетности кому-то выгодны.
И еще, о литературе. Она не менее дорога, чем лекции. Все, что по названию можно отнести к бухгалтерской методике, значительно превышает цену других изданий. А подписные периодические издания в несколько раз дороже любых других.
Вот уже третий год, как я взялся за бухгалтерский гуж. Освоился и притерпелся. Но в душе не могу смириться с нерациональностью и сложностью отчетности, в результате чего количество бухгалтерских кадров увеличивается. Каждое мало-мальское предприятие или, к примеру, те же кооперативные дома, где выполняется учетно-отчетная работа, которая вполне под силу председателю, с целью обеспечения отчетности перед налоговой службой вынуждены вводить в штат бухгалтера.
Остается надеяться на Верховную Раду, которая будет рассматривать во втором чтении налоговый кодекс.