Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат великому Александру Сергеевичу Пушкину. Я вспомнил их недаром: трудно назвать иначе, чем «странными сближениями», некоторые совпадения в событиях, их движущих силах и, весьма возможно, в последствиях того, что происходит сегодня на территории полуострова Крым, и тем, что описано в чрезвычайно популярном три десятилетия назад романе «Остров Крым».
Совпадения даже в фамилиях. Ну, во-первых, в фамилиях автора «Острова...» и нынешнего крымского «премьера». Оба они Аксеновы.
Не хочу, чтобы меня обвинили в кощунстве, поэтому сразу отмечу, что глубоко уважаемое мной имя блестящего русского писателя, властителя дум либеральной интеллигенции советских времен, одного из составителей и авторов внецензурного альманаха «Метрополь», который возмутил литературную среду СССР конца семидесятых годов прошлого века, Василия Аксенова является известным во всем мире. А вот имя нынешнего «главы» исполнительной власти Крыма Сергея Аксенова до недавнего времени было знакомо, как поговаривают, по большей части только узкому кругу местных стражей порядка.
Впрочем, если раньше при упоминании связки «Аксенов и Крым» у большинства жителей постсоветского пространства, даже у тех, кто не считал себя любителем чтения, возникала четкая ассоциация с писателем и книгой, то теперь — с аннексией Крыма, «зелеными человечками» и агрессивным политическим персонажем, который появился «ниоткуда» и уже сыграл в его современной истории достаточно зловещую роль.
При случае замечу, что среди третьерядных персонажей романа упоминается и эдакий Мешков, который принимает участие в определенном политическом движении. В недавней истории Крыма тоже был Мешков, первый и последний президент автономии, которого украинские правоохранительные структуры с позором выдворили из Крыма в 1995 году и который после начала российской оккупации снова вернулся на полуостров.
Но главные похожести в другом.
Роман написан в жанре альтернативной истории. Отсюда, кстати, и его название, в соответствии с которым Крым не полуостров, а остров. Именно это дало автору возможность выстроить сюжет о том, как на юге европейской части СССР со времен гражданской войны образовалось государство с абсолютно противоположным советскому политическим строем. Основателями его стали бывшие белогвардейцы, которые отбили наступление красных войск и закрепились на острове. С течением десятилетий небольшая страна достигла процветания и расцвета, построила мощную экономику, создала собственную промышленность, мощные вооруженные силы, развила инфраструктуру, а в политической жизни достигла демократических стандартов, согласно которым живет весь цивилизованный мир. Все это поразительно отличается от того, как и чем живет страна за широким (в романе) проливом, который отделяет Крым от материка. Однако эта разница все больше беспокоит граждан островного государства — они чувствуют себя россиянами и хотят быть причастными к судьбе Родины своих родителей. Что же касается самих родителей — прежних белогвардейцев, то их остается все меньше. Следовательно все более значительную роль в политической жизни Крыма начинают играть их дети и внуки, которые ностальгируют за жизнью, которой большинство из них никогда не видело. Образуется даже общественная организация под названием «Союз Общей Судьбы» (сокращенно «СОС»), которая, в конце концов, выигрывает очередные выборы, создает парламентское большинство и голосует за присоединение к СССР. Конец ожидаемый: в Крым входят войска, начинается террор и первыми от него страдают те, кто искренне мечтал о счастливом воссоединении.
Разумеется, в реальной жизни говорить о процветании Крыма в составе Украины не приходится. Как, впрочем, и о процветании других ее регионов. Это, кстати, и стало одной из важнейших причин социального взрыва в нашем государстве, который изменил в нем политическую реальность. И все же, все же...
«Зеленые человечки», которые, кажется, надолго поселились в автономии, агрессивно настроенные казаки и другие благодетели из России плюс всяческие подозрительные «самооборонцы» атмосферы уюта в реальном Крыму не создают. Начало перераспределения собственности на полуострове тоже энтузиазма, наверное, никому не добавит. Так же, как и то, что курортный сезон, который, как известно, кормил крымчан целый год, в этом году потерян, да и каким будет в годы следующие — неизвестно. Не хочу быть плохим пророком, но кажется мне, что в ближайшие месяцы романтиков — энтузиастов «воссоединения» будет ожидать ряд разочарований, почти такой же, который ожидал и героев романа.
Конечно, аксеновский «Остров Крым» не получил бы такой популярности, если бы в нем просто изображались политические катаклизмы построенного фантазией автора фантастического государства. Но в нем была еще точная и злая сатира на тогдашнюю советскую действительность (книга написана в 1979 году), на жизнь советского бомонда, мораль тогдашнего руководства государства (читай, партноменклатуры) и даже на тогдашних российских националистов, которые, несмотря на мнимое «свободомыслие», ради теплого места во власти и доступа к тогдашним «аладдиновым пещерам» — распределителям для номенклатуры были готовы на все. Разумеется, были в романе и яркие герои. Главный из них — потомок одной из самых уважаемых на острове семей, любимец судьбы и женщин, успешный журналист, спортсмен и плейбой Андрей Лучников, который, собственно, и является лидером движения за возвращение «острова Крым» в лоно СССР. Ослепленный идеей мессианства — российского и собственного — он с энергией, достойной лучшего приложения, пропагандирует и таки продавливает идею «воссоединения». Эта ослепленность разрушает сначала жизнь близких ему людей, а впоследствии несет горе миллионам жителей острова.
Впрочем, не буду пересказывать известный текст, тем более оценивать его или анализировать. Свидетельством его чрезвычайной актуальности стали события последних недель. Похоже, описанные в книге Аксенова принципы, а возможно, и обстоятельства принятия важных политических решений используются российскими властями предержащими и теперь. А еще, такие же теплые отношения, как и в романе, имеет нынешняя российские власть с праворадикалами-шовинистами, которые, в полном соответствии с приписываемым Черчиллю высказыванием о «фашистах будущего, которые будут называть себя антифашистами», обвиняют в фашизме едва ли не весь окружающий мир, а вчерашнюю украинскую оппозицию еще и величают «бЕндеровцами».
Похожесть даже в названиях: введение в Крым вооруженных сил в романе называется «военно-патриотическим праздником «Весна», а эстрадный шабаш по окончании «референдума» 16 марта назывался «фестивалем «Крымская весна». Как все-таки хорошо Василий Павлович Аксенов знал креативный потенциал и способ думанья московской верхушки, достойными наследниками которой являются нынешние владельцы кремлевских кабинетов!
Разумеется, вороватым Сергею Аксенову и Владимиру Константинову, которые сегодня, по некоторым сведениям, уже пытаются выхватить кусочки украинской собственности в Крыму из-под клювов российского крылатого мутанта, очень далеко до харизматичного Лучникова. И цели их коренным образом отличаются от иррациональных стремлений главного проводника идеи Общей Судьбы. Но результаты их деятельности являются очень похожими.
Интересно, что едва ли не главными оппонентами идеи Общей Судьбы выступают в романе крымские татары. Те же татары, о которых и думать забыли в Крыму семидесятых годов ХХ века, когда Василий Аксенов писал свою книгу. И сегодня, в реальной жизни, они являются единственной сплоченной силой на полуострове, которая почти в полном составе выступила против псевдореферендума 16 марта. А еще, почти так же, как и в романе, бескровное сопротивление оказывало армии пришельцев и украинское войско. И очень не хочется, чтобы его офицеров и солдат постигла судьба военных из книги. Пусть все же роман остается произведением искусства, заставляет сопереживать и думать, а не превращается в «Книгу Судеб». Хотя, действительно, в нашей жизни «бывают странные сближения»...