Отзыв на статью Оксаны КАЛИЩУК «Украина, Польша и не только» («День» № 62-63 за 5-6 апреля 2019 года)
С удовольствием прочитал в пятничном номере газеты «День» (№ 62—63 за 5—6 апреля с.г.) статью пани О. Калищук «Украина, Польша и не только» и не мог не откликнуться. Статья интересная и нужная, поскольку мы никак не можем выйти на нормальный вариант обсуждения с польскими коллегами Волынской трагедии. Продолжая сказанное автором, так и хочется вслед за ней повторить:
Досадно, что за столько лет дружественного сотрудничества между нашими странами до сих пор нас поражают приведенные в статье результаты проведенного группой «Рейтинг» опроса, согласно которому при позитивном отношении подавляющей части (48%) украинцев к полякам 40% поляки негативно воспринимают украинцев. То есть, как подытоживает автор, у каждого своя правда, если это действительно правда.
Впрочем, имея такие капитальные исследования, как 5-томный труд «Український здвиг» (каждый том по 800 страниц) профессора В. Сергийчука и материалы целой плеяды украинских историков, публицистов, писателей, оказывается, нам нужно в конечном итоге разобраться в собственной истории. Хоть это звучит в известной степени оскорбительно, но во имя правды, я уверен, что большинство коллег согласно пересмотреть свои публикации, и, может, действительно там где-то случилась ошибка, но если это лишь чья-то прихоть, то, как поется в известной польской песенке — nie robcie z tata wariata, но польской стороне следует сначала ознакомиться подробно с материалами украинских авторов, перед тем, как делать необъективные выводы.
Второе, в настоящее время Волынская трагедия в Польше однозначно ретранслируется как история невинных жертв поляков и жестоких убийц и насильников, которые потеряли остатки разума, — украинцев. Хотелось бы подчеркнуть, что в украинских изданиях вы не найдете обидчивых обращений в адрес оппонентов. Историю следует писать с чистыми руками и светлыми мыслями.
Третье. Возможна ли при имеющихся обстоятельствах общая оценка таких трагических событий прошлого, как Волинь’43? К сожалению, — нет — говорит автор.
Четвертое. Исторический диалог и добрососедство, как отмечает автор, невозможны без признания за его участниками равенства, здесь не может звучать чья-то команда или просьба.
И последнее. Правильно подчеркивает пани О. Калищук, что мы не можем быть безразличны к судьбе миллиона с лишним наших сограждан, которые находятся сейчас за Бугом в сложной ситуации в связи с нашими и будущими польскими выборами, и, понимая опасность угрозы, которая тяготеет над ними лишь потому, что они украинцы, особенно потому, что они не готовы к такому общению, потому что действительно воспитательную работу в учебных заведениях мы запустили. Как им здесь помочь при нашей расхристанной избирательной ситуации.
А теперь, как резюме к сказанному, давайте задумаемся и мы над таким: национальной трагедией поляков стало поражение в немецко-польской войне 1939 года и потеря польского государства.
Вопросы:
• почему у поляков нет обиды на немцев, которые лишили их государства;
• почему поляки забыли, кто расстреливал во Львове польских профессоров;
• почему так быстро забыли о судьбе пленных польских офицеров и жолнеров;
• почему забыли о Варшавском восстании 1944 года и кто его разгромил;
• почему забыли, кто и как решил дело операции «Buza»?
• наконец, почему до сих пор поляки отказываются признать причину Волынской трагедии, которая фактически началась с 1919 года, с нападения легионеров Пилсудского на созданную в 1918 г. Западно-Украинскую Народную Республику, ее разрушения и оккупации всей Западной Украины с Волынью, Холмщиной и Западной Беларусью включительно на 20 лет с насаждением здесь авторитарного режима с полонизацией, колонизацией края, пацификацией населения, созданием концентрационного лагеря Береза Картузская. Этими действиями были заложенные фундаменты крестьянского гнева, крестьянской ненависти, которые при потребности могут превратить даже топор или косу в единственные орудия защиты собственной жизни и жизни своей семьи.
И целый ряд таких «почему», которые почему-то не учтены.
Не может быть ложь основой политики, а получается, что может. Жаль.