Если вам приходилось пользоваться пассажирским поездом № 99/100 «Киев—Ужгород», то вы непременно пили чай производства проводников. Чай как чай: обычный стандартный пакетик на стакан кипятка. Плюс сахар. Но его точную цену знают только в бухгалтерии «Укржелдортранса», поскольку в одних случаях он бывает рассыпным, в других — в специальных фирменных пакетиках. Есть еще и третий компонент — кипяток, и четвертый — обслуживание. Но последний вид услуг, по-видимому, входит в стоимость билета. Итак, в итоге имеем цену — 2 гривни.
Не буду вдаваться в детальную калькуляцию расходов, но известно, что одна упаковка, в которой — 50 пакетиков, стоит в киосках Киева 16 гривен. Но оставим на совести железнодорожных экономистов все арифметико-математические подсчеты дебета-кредита. Во всяком случае, даже школьник младших классов может сделать вывод: навар есть. Но сколько и кому он идет — вопрос открытый.
Скажете, что не стоит мелочиться и обращать внимание на копейки? Но речь идет не о копейках, а о тысячах гривен в масштабах Украины. А это наши с вами деньги. И не для всех они мелочь при высоких ценах на билеты. И это только на чае. Теперь о сервисе. Не знаю как у вас, но мои регулярные поездки в поездах на маршруте «Ужгород—Киев» не вызывают особого удовольствия и восторга и тем более не добавляют аппетита во время чаепития. Наоборот, создается впечатление, что вагоны в этих поездах, в том числе и купейные, как, кстати, и во многих других, сняли с запасных путей прошлого. Но забыли прицепить к ним паровоз, который «вперед летит». Тогда была бы полная картина советской железной дороги 1970 — 1990-х гг. прошлого века. Чего только стоят туалеты с ржавыми трубами, с которых уже слезает белая краска, незакрывающиеся двери, забитые гвоздями окна, которые невозможно открыть летом.
И в то же время, по той же Львовской железной дороге ежедневно курсирует фирменный поезд №91/92 «Киев—Львов», «Львов—Киев», где все — от вагонов до сервиса — на европейском уровне. И тот же чай стоит 1,5 гривни. Чем можно объяснить разницу в 50 копеек на одной и той же железной дороге в одном и том же государственном ведомстве?
Переместимся на другую железную дорогу — Южную. Здесь в поле особого внимания попал скоростной экспресс № 162/163 «Киев—Харьков». Правда, не столько сам поезд, сколько те весомые «чаевые», которые он приносит в кассу «Укржелдортранса» в результате открытого и наглого грабежа пассажиров. Самый обычный государственный рэкет средь бела дня. Каким образом? А очень просто. Приходите вы, например, в кассу в Киеве и просите продать билет на этот поезд из Полтавы за несколько дней. Ответ кассира четкий и категоричный: «Нет билетов из Полтавы». Вы удивляетесь, а вам тут же подсказывают: «Берите из Харькова». Вы еще больше удивляетесь, ведь один и тот же поезд и направление, но из Харькова есть свободные места, а из Полтавы нет. Но другого выхода у вас нет. Потому что нужно возвращаться из Полтавы именно в тот день и этим поездом. Поэтому соглашаетесь на предложение кассира и выкладываете дополнительно более 30 гривен за место в вагоне первого класса, оплачивая тем самым путь от Харькова до Полтавы, по которому вы не будете ехать.
Но не исключено, что на оплаченном вами месте в тот же день может ехать другой пассажир из Харькова в Полтаву. Причем тоже небесплатно. Т.е. проезд на одном и том же отрезке пути будет оплачен дважды. Первый раз в Киеве, а второй — в Харькове. Возможно такое? Конечно. По-видимому, с такой целью и запускался этот проект, в котором участвуют все кассы от Киева до Харькова и наоборот. Потому что такую же схему покупки-продажи билетов предлагают и в Полтаве. Т.е. это не ноу-хау киевских кассиров, а система внедрена сверху.