Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Человек, прославлявший Тараса Шевченко за рубежом

О Петре Потапенко — композиторе и бандуристе
13 апреля, 2012 - 00:00
ОБЛОЖКА ПЛАСТИНКИ С КОНЦЕРТОМ КАПЕЛЛЫ БАНДУРИСТОВ им. ШЕВЧЕНКО «СЛОВО ТАРАСА» / ФОТО C САЙТА PLATIVKY.BLOGSPOT.COM

В 1911 году отмечали 50 лет со дня смерти Т. Г. Шевченко. Композитор Мыкола Лысенко написал кантату «К 50-й годовщине смерти Т. Шевченко» для смешанного хора в фортепианном сопровождении на стих «Умер поет» В. Самийленко. В кантате передана печаль от преждевременной смерти. Одновременно звучит уверенность в бессмертии произведений поэта, его завещания. В том же году в типографии Чоколова в Киеве изданы ноты кантаты тиражом 500 экземпляров. Но в те времена усилилось угнетение украинской культуры. Цензорный комитет издал решение об уничтожении всего тиража. Ha обложке нот изображены казаки во главе с гетманом, которые мчатся на гору, где стоит памятник Шевченко. Цензоры увидели в рисунке «возбуждение южной ветви малорусского народа к изменническим деяниям против России, т.е. признаки преступления, предусмотренные п.1 ст.129».

Однако после октябрьского переворота в 1917 г. кантата тоже почти не исполнялась. Преградой стала неудобная для власти фигура поэта и прозаика Самийленко. Возродилась кантата в городе Детройте (США) благодаря композитору, бандуристу Петру Потапенко. Родился он в с. Березовке (в настоящее время Садовое) Коростышевского района Житомирской области. Закончил Киевскую консерваторию. Руководил разными капеллами бандуристов. В трудные времена оккупации актеры оказались в особой бедности. Им на помощь пришел известный советский скульптор и кинорежиссер Иван Кавалеридзе. Он возглавлял управление культуры Киевской управы. Организовывал гастроли творческих коллективов в селах. Там за выступления артисты получали продукты. Была создана и капелла бандуристов им. Шевченко, в которой принимал участие и Потапенко. Но Красная армия вошла на территорию Украины. Всякое сотрудничество с немцами, даже артистические выступления, большевиками приравнивались к измене. А это означало казнь или тюремное заключение. И большинство бандуристов решили отступать на запад. После войны капелла оказалась в Западной Германии. Там были сотни тысяч украинцев, которые не желали возвращаться в большевистский рай. Правительство США позволило капелле поселиться в Детройте. Бандуристы в свободное от работы время выступали в разных городах США, Канады. Гастролировали и в Западной Европе.

Потапенко был художественным руководителем Капеллы им. Шевченко в 1960—1962 годах. Создал девичью капеллу бандуристов, которой руководил 30 лет. В 1993 году в Киеве на средства диаспоры издал сборник произведений народных песен и произведений украинских композиторов, которые обработал для капеллы бандуристов, под названием «Під срібний дзвін бандур». Второй том сборника так и не увидел свет, потому что Украина не нашла средств для этого. А диаспора разочаровалась в намерениях украинской власти способствовать возрождению украинской идеи.

В 1961 году отмечали 100-летие со дня смерти Тараса Шевченко. Петро Потапенко решил переделать фортепианное сопровождение кантаты Лысенко для мужского хора в сопровождении бандур. Это произведение стало составной частью программы «Слово Тараса». В концерт вошли песни на слова Тараса Шевченко, песни о поэте и его любимые песни. В частности: «Прометей» (музыка К. Стеценко), «Ой в саду», «Сон», «Ой три путі широкії», «Розрита могила», «Кантата» М. Лысенко, «Довго Кармелюк по світу ходив», «Чом дуб не зелений» — любимые песни Т. Шевченко, «Вітер віє», «Сонце гріє», «Дума про Нечая», «У перетику ходила», «Пісня про Тютюнника». В финале звучала «Ще не вмерла Україна», которую диаспора считала народным гимном Украины. С этой программой Капелла бандуристов им. Шевченко выступила во многих городах США и Канады с большим успехом. Напомню, что в это время дирижером капеллы был наш земляк Петро Потапенко. Вот что писала украиноязычная газета «Вільне слово» (Канада) в 1961 году: «Небывалые успехи капеллы Бандуристов». «Со всех местностей Канады и Америки приходят в нашу редакцию заметки о Шевченковских концертах капеллы украинских Бандуристов, которые мы не можем все напечатать. Но из тех, которые мы уже разместили, как и из сообщений и репортажей о концертах Капеллы в Эдмонтоне, Саскатуне, Виннипеге, Форте Вилиям, Тиминсе, Судбуре, Оттаве, Монтреале, Ньюарке, Нью-Йорке, и последнем — в Филадельфии — следует, что концерты Капеллы проходят с небывалым успехом, во всех городах залы переполнены, а сама Капелла выполняет программу концерта с величайшим художественным успехом».

В конце 1990-х годов кантату Лысенко композитор В. Кирейко подал в вокально-симфоническом виде.

Гарий МАКАРЕНКО, Житомир
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ