В этот раз я точно знал, что меня в Щорсе не будет ждать Павел Семененко. Еще в начале сентября, устав от земных дел, философ, мечтатель и неутомимый пасечник отошел в мир иной. Основателю щорского Руха все-таки шел 82-й год... Вот только тем, кто знал Павла Дмитриевича, его очень не хватает. Думаю, еще не год и не два будет чувствоваться отсутствие учителя и побратима, его сильного, надежного плеча. Такие самородки, как Павел Семененко, случаются редко.
ВСТРЕЧА С СЕПАРАТИСТОМ
Добирался я в Щорс на электричке, и меня ни на мгновение не покидали тревожные мысли. Кем теперь заменить украинского патриота и пламенного сторонника народовластия Павла Семененко? А он же был еще и практиком: основателем и вдохновителем Щорской территориальной громады! Спокойно размышлять не удалось — помешало досадное обстоятельство: рядом ехал... идейный сепаратист. Молодой, здоровый, физически развитой. Не в меру разговорчивый, возможно, потому, что под хмельком. Он осуждал и Майдан, и никому не нужное «махание флагами» в столице, и даже празднование Дня защитника Родины. Видно было, что хорошо знает реалии так называемой ДНР, замечательно ориентируется в географических названиях Луганской и Донецкой областей. Когда я предложил беспокойному соседу одним махом прекратить его нестерпимые страдания в ненавистной «бандеровской» Украине и вернуться туда, откуда приехал, молодой человек неожиданно заявил: «А здесь моя Родина!» А еще сказал, что на его родной Репкинщине вообще не голосуют за украинских олигархов, зато в любой момент готовы отдать голос за «бацьку Лукашенко». Пропаганду вел с определенным успехом, многим людям нравилось то, что он говорит. Так как вслух критиковал власть, а люди это любят, ведь власть редко пользуется любовью всего народа. А северная Черниговщина всегда была немножко особенной. Здесь и диалектные отличия (у носителей украинско-белорусского говора есть определенные сантименты к Беларуси и СССР), сильное влияние коммунистов, а еще засилье УПЦ МП. Мощный миф «партизанской Черниговщины» десятилетиями формировал у местного населения чувство какой-то особенной героичности и «советскости». Несмотря на то, что вышеупомянутый сепаратист так и остался для меня загадкой, вполне могу предположить, что он коренной черниговец. Но что делал земляк Александра Довженко в «ДНР»? И почему в ней не остался, если там так хорошо?
НАРОДОВЛАСТИЕ ВМЕСТО КОММУНИСТИЧЕСКОГО РАЯ
Я умышленно коснулся темы сепаратизма. Он на севере Черниговщины значительно слабее, чем на Донбассе, но немножко есть. Даже сохраняется определенная почва для него. Северные районы области стремительно опустошаются. Почвы здесь бедные, песчаные; колхозы давно разрушены. Лесные села Щорского района, которые хорошо помню с детства, — Илькуча, Мостки, Товкачи, Слобода Загребельная — исчезли с лица земли в течение последнего десятилетия. То есть брянские реалии медленно надвигаются на Украину. И Ленин в Щорсе до сих пор стоит. Поэтому даже сейчас у местных коммунистов Щорсовщины есть молодое пополнение. Ведь «старшие товарищи» кормят их мифами, в которые хочется верить.
Деятельность Павла Семененко на этом фоне выглядела как проукраинская альтернатива совковой идеологии. Он, как бывший работник райкома партии (был в его биографии такой период), хорошо разобрался в учении Маркса — Ленина и пришел к выводу, что спасение Украины именно в народовластии, а не в вождях и партийных программах. К тому же Семененко видел, что именно коммунисты приняли самое активное участие в разворовывании колхозов. Павел Дмитриевич, в отличие от своих партийных коллег, очень беспокоился о судьбе народа. Когда вышел на пенсию, его активность выросла втрое. Пропагандировал как мог свою философскую систему, базировавшуюся на человеколюбии, украинском патриотизме и уважении к Жизни.
ПОБРАТИМЫ СЕМЕНЕНКО СЧИТАЮТ, ЧТО ГРОМАДА ВЫЖИВЕТ И УКРЕПИТСЯ
Единомышленники Павла Дмитриевича были рады моему приезду. И хотя заверили, что территориальная громада выстоит и выдержит все испытания временем, все же чувствовалось, что без пассионарного щорского пасечника им будет труднее. Я обещал помогать информационно и связями. Главное, что уже сложилось активное ядро. Судьба ограничила масштабы деятельности Павла Семененко территориальными рамками Щорского района. Если бы у него было философское образование! Или хотя бы историческое... Но Павел Семененко был только электриком, а это обстоятельство вряд ли способствовало реализации его идей. Зато подвижник с головой погрузился в пчеловодство; пасека стала его отдушиной и давала возможность выживать, получая небольшую пенсию. А еще Павел Дмитриевич очень любил дарить мед хорошим людям. Выписывал газеты «День» и «Кримську світлицю». Наиболее интересные статьи заносил в местную библиотеку. Крымскую газету выписывал потому, что осознавал: где тонко, там и рвется. Знал печальные реалии полуострова, поэтому поддерживал как мог крымское украинство. У Павла Семененко была своя методика работы с населением, причем довольно эффективная. Она базировалась на искренности и человеколюбии. Он был щорским Сковородой (в отношении к жизни), а еще — настоящим апостолом народовластия. Поэтому его слушали и воспринимали. В изданной за собственные средства «Памятке украинцу» Павел Семененко давал такую установку молодежи: «За суверенное существование Украины, за ее самобытное развитие, чистоту и силу ты отвечаешь перед собой, перед своими потомками, перед самим Богом! Поэтому оберегай, бережно используй ее землю, недра, воду, растительность, животный мир, историю, язык культуру, духовность! Уважай людей других национальностей и их Отчизны!» Разве такая светлая идеология не имела права на жизнь? Да черниговцы скоро гордиться будут тем, что у них был такой земляк!
КОГДА НА ГРАНИЦЕ СТОЯЛИ РОССИЙСКИЕ ТАНКИ, ЩОРСКАЯ ГРОМАДА СПЛОТИЛАСЬ
Весной прошлого года на российско-украинской границе появились российские танки. Пограничники ранее братского государства перестали здороваться с нашими — а до того это было почти нормой. Гордо выпятив грудь, начали ходить по городу щорские коммунисты в ожидании «освободителей». И тогда громада сказала свое слово: самые активные мужчины привезли машины с песком и начали обустраивать блокпосты в пограничных селах. Коммунистов и сепаратистов предупредили: патриоты накажут каждого предателя! Организовали массовый автопробег к границе, что положительно повлияло на боевой дух новоприбывших бойцов ВСУ. Некоторые местные вообще плакали, увидев столько автомобилей с сине-желтыми флагами... В то же время в Щорском и Городнянском районах появились инициативные группы по созданию в их селах громад УПЦ КП. Священник Свято-Преображенского храма отец Андрей Романюк заверил, что уже в ближайшей перспективе в восьми селах будут стоять украинские храмы. Давно в этих краях не наблюдалось такого всплеска патриотизма! Произошло то, о чем мечтал на протяжении двадцати четырех лет Павел Семененко. Громада показала, что готова подняться на защиту Родины. Важно, чтобы и в целом Украина не потеряла из поля зрения маленький островок украинскости, созданный на протяжении жизни неутомимым пасечником Павлом Семененко.